Становление менеджмента
Становление менеджмента относят к началу прошлого века. В процессе развития эта дисциплина проходит ряд этапов:
- Начальный период связан с появлением представлений о научных основаниях процессов, связанных с управлением организациями.
- На следующем этапе возникает концепция классического управления, которая долгое время является ведущей.
- Третий период ознаменовался влиянием социологии на управление и акцентом на развитии методов руководства отношениями в коллективе.
- Послевоенный период продлился до 1960-х годов и был связан с дальнейшим расширением и углублением управленческих теорий на основе данных психологии и социологии.
- В течение пятого периода происходит объединение количественных и математических методов в управленческих процессах.
- Следующий период приходится на 1980-е годы возникает идея теории управления открытыми системами (синергетический принцип), а также складываются концепции стратегического и конкурентоспособного управления.
- В текущем периоде происходит формирование актуальной концепции управления, базой которого выступают процессы обновления научно-технической базы организаций, становление новых моделей трудовых отношений в коллективе, а также интеграция и внедрение компьютерных технологий.
Менеджмент в отечественном библиотечном деле
В российских библиотечных учреждения менеджмент начинается использоваться с 1990-х годов с вязи с трансформациями общественно-экономического характера. Отказываясь от административной управленческой стратегии, библиотека становится самостоятельным субъектом, который выстраивает свою деятельность с учетом меняющейся социокультурной обстановки.
Управление в библиотечной сфере в этот период направлено на решение таких проблем, как ее сохранение в качестве некоммерческого центра интеллектуальной и духовной жизни и приспособление к изменяющимся явлениям реальности.
В процессе развития управленческих концепций библиотеки выделяют ряд этапов:
- Первый связан с возникновением управленческой системы, направленной на выработку новых методов, форм, принципов руководства библиотечной сферой.
- Второй период основан на углублении методологической базы управленческих стратегий путем использования передовых разработок.
- Последний период основан на совмещении различных форм, принципов, принципов, стратегий управления в зависимости от условий их применения.
Эволюция библиотечного менеджмента как научной дисциплины
Три десятилетия назад библиотека столкнулась с кризисной ситуацией своего развития, выразившейся в несоответствии принципов авторитарности, директивности, строгой иерархичности новы условиям. Это стало причиной падения статуса отрасли и заставило задуматься о поиске новых управленческих решений, которые позволили бы повысить производительность работы библиотек.
Разработка концепции управления библиотекой и ее деятельностью осуществляется в работах И. М. Сусловой, И. К. Джерилиевской, а также В. К. Клюева, которые заложили понимание менеджмента в библиотечном деле как области теоретико-практической деятельности, сосредоточенной на поиске и внедрении новых эффективных методов организации процессов библиотечного обслуживания.
С момента своего зарождения менеджмент в библиотечном деле имел междисциплинарный характер, объединяя достижения в области библиотековедения, социологии, психологии, теории управления.
В основу концепции управленческих технологий современной библиотеки были заложены следующие принципы:
- Развитие ресурсного потенциала библиотек (прежде всего, имеются в виду человеческие ресурсы – кадры и их профессиональные качества).
- Эволюционный подход к развитию библиотечной системы, основанный на сочетании традиций и инноваций.
- Гибкость и вариативность управленческих тактик и решений, гарантирующих адаптивность системы к меняющимся условиям.
- Коммуникативная направленность управленческих решений, способствующих развитию различных форм кооперации между людьми.
В последнее время менеджмент в библиотеке большое значение уделяет процессам диверсификации, предполагающей совмещение разных подходов, форм, методов управления для достижения наибольшей эффективности. На первый план выходит проблема построения типологии управленческих моделей и их характеристики для создания условий, обеспечивающих возможность выбора управленческой стратегии и обоснования ее использования в руководстве библиотечными процессами.
Таким образом, управленческие концепции, лежащие в основе деятельности библиотеки, помогают преодолеть стагнацию в развитии и способствуют прогрессу отрасли среди других социокультурных организаций.