«Читательская академия» как формат информационного просвещения пользователей библиотеки
«Читательская академия» в библиотеке является одной из распространенных форм библиотечно-информационной и просветительской работы, цель которой состоит в том, чтобы обеспечить пользователей системно изложенной информацией по интересующему их вопросу.
Формат «Читательской академии» предполагает не просто пассивное восприятие информации, а активное участие в процессах поиска и обобщения информации, обучение пользованию справочно-информационными и поисковыми системами библиотеки, а также повышение навыков работы с информацией любого характера.
«Читательская академия» в системе просветительской работы библиотеки выполняет:
- информационную функцию, направленную на удовлетворение информационных потребностей читателей в определенной области знаний;
- обучающую функцию, состоящую в развитии умений и навыков работы с информацией и ее поиска с использованием справочного аппарата библиотеки;
- развивающую функцию, связанную с повышением уровня информационной культуры и навыков аналитической работы с информацией;
- адаптивную функцию, способствующую включению читателей в современные информационный поток и ориентации в нем на основе имеющих способов деятельности;
- культурно-просветительскую функцию, связанную с приобщением пользователя библиотеки к многообразию информации, расширением кругозора и развитием социокультурного опыта;
- коммуникативную функцию, обеспечивающую включение пользователя в процессы общения на основе поиска, переработки и восприятия информации.
Основные признаки мероприятий в формате «Читательской академии», заключаются в следующем:
- Цикличность, регулярность мероприятий в рамках «Академии».
- Наличие плана (программы) проведения цикла мероприятий в составе «Читательской академии».
- Постоянный состав участников проекта.
- Последовательность и систематичность в изложении материала.
- Направленность мероприятий проекта на достижение определенных целей (показателей).
- Ведущая роль библиотекаря в формировании развитии читательских навыков в ходе проведения мероприятий «Читательской академии».
Содержание и методика организации работы в рамках «Читательской академии»
«Читательская академия» представляет собой такой формат массовой работы, который максимально ориентирован на удовлетворение информационных потребностей пользователей, поэтому чаще всего создается на основе изучение, анализа пользовательских потребностей. В формате «Читательской академии» в библиотеке проходят следующие мероприятия:
- Программы по формированию навыков библиотечно-библиографической работы. Например, обучение пользователей основам работы с СБА, электронными каталогами, цифровыми базами данных, информационными сервисами Интернета.
- Мероприятия, направленные на развитие культуры чтения, навыков работы с информацией. Это могут быть практикумы по информационно-аналитической обработке документов, обучение навыкам составления библиографического списка к исследованию.
- Мероприятия, связанные с продвижением книги и чтения среди разных возрастных групп читателей. К этому направлению относятся программы летнего чтения для школьников, программы семейного чтения в библиотеке, а также различные комплексные мероприятия, направленные на повышение интереса читателей к художественной литературе. Например, проект «Читающий дворик» или «Читающий автобус», предполагающий выездной характер работы абонемента, рекламные акции социального характера, «Громкие чтения» в библиотеке и проч.
- Программы, связанные с развитием правовой культуры пользователей. Например, программы правового информирования для специалистов, молодежные правовые центры при библиотеке и их лекционные и практические мероприятия по ознакомлению подростков с основами правовых знаний.
- Краеведческие программы, связанные с популяризацией историко-краеведческих и литературно-краеведческих ресурсов среди читателей.
- Просветительские программы широкой тематики, которые предполагают ознакомление читателей с историей, культурой, традициями, верованиями и проч., а также способствуют развитию основ здорового образа жизни, культуры досуга и др.
Подготовка и реализация программы «Читательской академии» включает следующие этапы:
- Анкетирование читателей для выявления их информационных дефицитов и способов их устранения с использованием ресурсов библиотеки.
- Диагностика уровня читательских компетенций в той или иной информационной сфере.
- Планирование программы мероприятий в рамках «Академии» для развития компетенций читателей.
- Реализация цикла мероприятий.
- Мониторинг результативности проекта.
- Подведение итогов и планирование работы «Читательской академии».
Таким образом, такой формат библиотечно-информационной работы, как «Читательская академия» позволяет реализовывать просветительскую и обучающую функцию библиотек, способствуя повышению информационной и читательской культуры пользователей.