Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

«Читательская академия» как формат информационного просвещения пользователей библиотеки

«Читательская академия» как формат информационного просвещения пользователей библиотеки

Определение 1

«Читательская академия» в библиотеке является одной из распространенных форм библиотечно-информационной и просветительской работы, цель которой состоит в том, чтобы обеспечить пользователей системно изложенной информацией по интересующему их вопросу.

Формат «Читательской академии» предполагает не просто пассивное восприятие информации, а активное участие в процессах поиска и обобщения информации, обучение пользованию справочно-информационными и поисковыми системами библиотеки, а также повышение навыков работы с информацией любого характера.

«Читательская академия» в системе просветительской работы библиотеки выполняет:

  • информационную функцию, направленную на удовлетворение информационных потребностей читателей в определенной области знаний;
  • обучающую функцию, состоящую в развитии умений и навыков работы с информацией и ее поиска с использованием справочного аппарата библиотеки;
  • развивающую функцию, связанную с повышением уровня информационной культуры и навыков аналитической работы с информацией;
  • адаптивную функцию, способствующую включению читателей в современные информационный поток и ориентации в нем на основе имеющих способов деятельности;
  • культурно-просветительскую функцию, связанную с приобщением пользователя библиотеки к многообразию информации, расширением кругозора и развитием социокультурного опыта;
  • коммуникативную функцию, обеспечивающую включение пользователя в процессы общения на основе поиска, переработки и восприятия информации.

Основные признаки мероприятий в формате «Читательской академии», заключаются в следующем:

  1. Цикличность, регулярность мероприятий в рамках «Академии».
  2. Наличие плана (программы) проведения цикла мероприятий в составе «Читательской академии».
  3. Постоянный состав участников проекта.
  4. Последовательность и систематичность в изложении материала.
  5. Направленность мероприятий проекта на достижение определенных целей (показателей).
  6. Ведущая роль библиотекаря в формировании развитии читательских навыков в ходе проведения мероприятий «Читательской академии».
««Читательская академия» как формат информационного просвещения пользователей библиотеки» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Содержание и методика организации работы в рамках «Читательской академии»

«Читательская академия» представляет собой такой формат массовой работы, который максимально ориентирован на удовлетворение информационных потребностей пользователей, поэтому чаще всего создается на основе изучение, анализа пользовательских потребностей. В формате «Читательской академии» в библиотеке проходят следующие мероприятия:

  1. Программы по формированию навыков библиотечно-библиографической работы. Например, обучение пользователей основам работы с СБА, электронными каталогами, цифровыми базами данных, информационными сервисами Интернета.
  2. Мероприятия, направленные на развитие культуры чтения, навыков работы с информацией. Это могут быть практикумы по информационно-аналитической обработке документов, обучение навыкам составления библиографического списка к исследованию.
  3. Мероприятия, связанные с продвижением книги и чтения среди разных возрастных групп читателей. К этому направлению относятся программы летнего чтения для школьников, программы семейного чтения в библиотеке, а также различные комплексные мероприятия, направленные на повышение интереса читателей к художественной литературе. Например, проект «Читающий дворик» или «Читающий автобус», предполагающий выездной характер работы абонемента, рекламные акции социального характера, «Громкие чтения» в библиотеке и проч.
  4. Программы, связанные с развитием правовой культуры пользователей. Например, программы правового информирования для специалистов, молодежные правовые центры при библиотеке и их лекционные и практические мероприятия по ознакомлению подростков с основами правовых знаний.
  5. Краеведческие программы, связанные с популяризацией историко-краеведческих и литературно-краеведческих ресурсов среди читателей.
  6. Просветительские программы широкой тематики, которые предполагают ознакомление читателей с историей, культурой, традициями, верованиями и проч., а также способствуют развитию основ здорового образа жизни, культуры досуга и др.

Подготовка и реализация программы «Читательской академии» включает следующие этапы:

  1. Анкетирование читателей для выявления их информационных дефицитов и способов их устранения с использованием ресурсов библиотеки.
  2. Диагностика уровня читательских компетенций в той или иной информационной сфере.
  3. Планирование программы мероприятий в рамках «Академии» для развития компетенций читателей.
  4. Реализация цикла мероприятий.
  5. Мониторинг результативности проекта.
  6. Подведение итогов и планирование работы «Читательской академии».

Таким образом, такой формат библиотечно-информационной работы, как «Читательская академия» позволяет реализовывать просветительскую и обучающую функцию библиотек, способствуя повышению информационной и читательской культуры пользователей.

Дата последнего обновления статьи: 19.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot