Библиотеки и отношения собственности. Создание библиотек
В современном мире библиотека предстает как учреждение, которое меняется вместе с изменением общества. Как и у любой организации, у библиотеки есть периоды (этапы) существования, характеризующиеся созданием, развитием и трансформацией либо прекращением деятельности.
Основной законодательный акт в области библиотечной деятельности – федеральный закон «О библиотечном деле» – определяет ключевые аспекты, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией библиотеки в рамках правовых норм. Для определения сущности процессов, связанных с изменением статуса библиотеки или прекращением ее деятельности, необходимо рассмотреть ее место в системе отношений собственности.
Библиотека не является самостоятельно организующимся учреждением. Обязанности, связанные с ее созданием, ложатся на ее учредителя. Для муниципальных библиотек учредителем выступает орган местного самоуправления, для крупных федеральных библиотек – органы федеральной власти. Соответственно учредитель, который занимается созданием библиотеки, является субъектом, который в правовом отношении уполномочен рассматривать вопросы, связанные с изменением ее статуса или прекращением работы.
Создание библиотеки представляет собой комплекс мер правого, организационно-управленческого и экономического характера, которые направлены на учреждение библиотеки.
Решение о создании библиотеки принимается на основе данных о потребностях в библиотечных учреждениях из расчета численности населения, доступности и укомплектованности имеющихся библиотечных учреждений. Органы местного самоуправления выступают как инициаторы создания библиотек, осуществляя их финансирование и правовую поддержку. Только небольшой процент библиотек в России являются частными, то есть их учредителем выступает не государство, а физические или юридические лица.
Основной документ, который регулирует отношения между учредителем и библиотекой, - это Устав библиотечного учреждения, в котором отражены действующий порядок функционирования библиотеки, а также ее правоотношения с учредителем.
Органы местного самоуправления в качестве учредителя библиотеки принимают решение о создании библиотеки, обеспечивают ее необходимым для осуществления деятельности помещением, фондом, материально-техническими средствами, финансируют ее расходы на оплату коммунальных услуг, труда персонала, иные нужды. Библиотека является собственность муниципалитета, при этом обладает относительно самостоятельной хозяйственной деятельностью и правом осуществления коммерческих проектов.
Реорганизация и ликвидация библиотек: понятие, причины, процедура
Реорганизация библиотеки предполагает изменение ее организационно-структурного устройства и правового статуса в связи с различными трансформациями, связанными с выделением, разделением, преобразованием библиотечного учреждения или его присоединением к другим структурам.
Ликвидация библиотечных учреждений рассматривается как процедура, направленная на прекращение деятельности библиотеки.
Причины, по которым производится ликвидация библиотечных учреждений, различны:
- Социально-экономические причины, связанные с сокращением финансирования библиотеки, ее убыточностью для бюджета муниципалитета.
- Социально-демографические причины, вызванные сокращением населением и, как следствие, невостребованностью библиотечного учреждения, что особенно характерно для сельской местности.
- Социокультурные причины, связанные с развитием новых форм доступа к культурным продуктам и информационным услугам (например, развитие электронных библиотек).
Реорганизация библиотек также происходит под влиянием разных факторов:
- Укрупнение ряда автономных библиотек в одну сеть с целью оптимизации расходов на их содержание.
- Выделение из общей системы библиотечного учреждения, которое выполняет самостоятельную важную информационную функцию (например, выделение цифровых библиотек из муниципальных библиотечных учреждений).
- Присоединение отдельного библиотечного учреждения к общей сети библиотек для сокращения расходов и улучшения качества обслуживания.
- Преобразование библиотечного учреждения в структурное подразделение какого-либо учреждения (например, в сельской местности библиотека может стать частью Дома культуры или народного творчества или подразделением образовательного учреждения).
Реорганизация и ликвидация библиотечного учреждения проводятся только в соответствии с порядком, установленным законом. Так, о своем решении учредитель обязан уведомить библиотеку и ее сотрудников в письменной форме не позднее чем за два месяца до назначенного срока. Также решение об изменении правового статуса библиотеки обнародуется в органах печати.
Для соблюдения законности при реорганизации или ликвидации создается особая комиссия, которая руководит процессом реорганизации или ликвидации. Практически всегда при ликвидации или реорганизации библиотек происходит проверка их деятельности, в которую входит финансовая проверка, а также учет фондов. Документы учреждения, касающиеся основной деятельности и кадрового состава, оформляются для передачи в архив.
Закон предусматривает защиту интересов персонала библиотеки при прекращении ее деятельности. Сотрудникам может быть предложена аналогичная должность во вновь созданных или уже имеющихся структурах. Кроме этого, сотрудники могут быть сокращены с положенными по закону выплатами.
Таким образом, отношения собственности в библиотеке определяют характер взаимодействия библиотеки с ее учредителем, а также порядок ее создания или ликвидации.