Библиотека высшего учебного заведения в информационно-образовательном пространстве
Процессы, связанные с реформированием высших учебных заведений, отражаются и на организационных формах работы их библиотек, которые призваны содействовать подготовке высококвалифицированных кадров. Находясь в состоянии изменения под влиянием социально-экономических факторов, библиотеки высших учебных заведений интегрируются в информационно-образовательное пространство, сталкиваясь с различными проблемами, которые связаны с финансированием, модернизацией технического оснащения, вопросами библиотечной кооперации.
Информационно-образовательное пространство представляет собой особую сферу общественной жизни, которую можно описать как качественную единицу, отражающую когнитивный (познавательный) потенциал имеющихся у социума информационных ресурсов.
Библиотека вуза, призванная содействовать реализации образовательной функции, является ведущим звеном информационно-образовательного пространства. Она не только аккумулируют информационные ресурсы в различных областях специального знания, но и создает условия для преобразования этой информации в когнитивные (познавательные) ресурсы, содействующие подготовке специалистов.
Следовательно, функции библиотеки вуза в информационно-образовательной сфере сводятся к следующему:
- Создание условий для реализации высшим учебным заведением задач, связанных с научной и практической подготовкой будущих специалистов.
- Преобразование информационных ресурсов с учетом потребностей, предъявляемых научно-учебным сообществом.
- Автоматизация процессов обслуживания пользователей для облегчения доступа к информационно-образовательным ресурсам.
- Интеграция информационно-когнитивных ресурсов библиотек высших учебных заведений региона в единую информационную сеть с целью повышения качества обслуживания и доступа к научной информации.
- Развитие образовательного контента региона путем кооперации усилий вузовских библиотек.
Когнитивно-информационный потенциал библиотек учреждений высшего образования представлен следующими компонентами:
- фондом научно-учебной литературы, который может достигать до половины всех отраслевых изданий того или иного региона;
- научно-методическими документами и изданиями, выпускаемыми высшим учебным заведением по профилю своей деятельности. Сюда относятся научно-методические пособия, монографии, сборники научных статей, тезисов и докладов конференций и т. д.;
- библиографическими ресурсами, которые включают электронный каталог, базы данных, другие компоненты справочно-библиографического аппарата (картотеки, указатели);
- специальным программным обеспечением (автоматизированными информационными системами), которые участвуют в модернизации технической стороны деятельности библиотеки вуза;
- специалистами библиотечного обслуживания (кадровый потенциал).
Формы участия библиотеки вуза в развитии информационно-образовательной среды
Продуктивной формой развития информационно-образовательного пространства региона является кооперация вузовских библиотек, осуществляемая с целью решения насущных проблем библиотечно-библиографического обслуживания, а также улучшения качества предоставляемых услуг и продуктов.
В сфере кооперации вузовских библиотек наметились следующие задачи:
- Урегулирование нормативно-правовой базы, лежащей в основе договоров о партнерских отношениях.
- Распределение финансово-технических ресурсов библиотек-партнеров.
- Создание единой библиотечно-библиографической среды для оптимизации процессов библиотечной работы (например, сводного электронного каталога, общих баз данных, сетевых библиотечных ресурсов).
- Развитие форм сотрудничества через создание обменно-резервного фонда, деятельность межбиблиотечного абонемента, а также сервиса электронной доставки документов.
- Интеграция вузовских библиотек региона в общероссийское информационное пространство через развитие форм кооперации с крупнейшими библиотечными центрами и научными библиотеками страны.
В условиях формирования информационно-образовательного пространства вуза библиотека также играет ведущую роль, способствуя координации деятельности всех его структур, связанных с обработкой и использованием когнитивно-информационных ресурсов. В частности, деятельность библиотеки вуза по формированию единой образовательной среды вуза состоит в следующем:
- Обеспечение образовательного процесса необходимой научной и методической информацией.
- Развитие ресурсов поиска, отбора и анализа информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности.
- Раскрытие возможностей фонда библиотеки, которые могут быть использованы для организации учебно-воспитательного процесса, адаптации и социализации студентов.
- Создание цифровых ресурсов, востребованных в практике преподавания и обучения.
- Внедрение новых технологий, связанных с управлением информационными ресурсами.
Таким образом, библиотека высшего учебного заведения в информационно-образовательном пространстве выполняет интегративную функцию, способствуя развитию научно-методического потенциала вуза.