Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Библиотека как институт социальной памяти: обзор основных концепций

Библиотека как институт социальной памяти

Информационная система общества в значительной мере формируется и развивается под влиянием социальных институтов памяти, к которым относятся, кроме библиотек, также такие учреждения, как музеи и архивы.

Определение 1

Институт памяти в данном случае выступает в качестве информационного центра, действующего в целях сохранения и передачи информации (культурного наследия) во времени и в пространстве.

Возникновение социальных институтов памяти обусловлено потребностями общества в аккумуляции опыта, а также передаче его последующим поколениям. В практике общественной деятельности по сохранению и трансляции культурно-исторического наследия библиотека занимает одно из ведущих мест, так как основная ее миссия с момента возникновения заключалась в накоплении информации как источника общественного развития. Будучи институтом культурно-исторической памяти, библиотека реализует свою мемориальную деятельность в двух аспектах:

  1. Способствует процессам общественного обмена знаниями, сведениями за счет распространения и обеспечения свободного доступа к ним индивидов.
  2. Обеспечивает сохранность информации как исторического и культурного достояния социума.

Деятельность библиотеки как социального института проявляется в ряде функций, выполняемых ею в системе общественных отношений:

  1. Мемориальная функция заключается в том, чтобы аккумулировать информационные ресурсы, имеющие значительный научный, исторический, культурный потенциал, а также обеспечивать их сохранность и непрерывность воспроизводства во времени.
  2. Информационная функция связана с обеспечением актуальных потребностей в информации как общества в целом, так и отдельных его членов.
  3. Социализирующая функция связана с трансляцией системы общественных норм, установок, ценностных ориентиров, отражающих опыт поколений.
  4. Коммуникационная функция связана с обеспечением взаимодействия индивидов по поводу информации, а также процессов, связанных с ее использованием в разных видах общественной деятельности: управленческой, правовой, образовательной, культурно-просветительской.
  5. Образовательная функция обеспечивает использование информации как основного фактора формирования научного мировоззрения, развития и обучения индивидов.
  6. Культурная функция предполагает приобщение индивидов к основным достижениям человеческой цивилизации и культурным ценностям через погружение в информационную систему гуманитарного знания.
«Библиотека как институт социальной памяти: обзор основных концепций» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Обзор основных социальных концепций библиотеки

Как социальный институт, библиотека формировалась в течение длительного времени. За этот период сменилось нескольких концепций, связанных с представлением о ней и ее месте в системе общественных связей.

Исторически первой концепцией библиотеки как социального институт стала мемориальная концепция, суть которой состоит в том, что библиотека рассматривались как депозитарий, место хранения и сбора информации, касающейся разных областей знания. Этот подход доминировал в течение многих столетий, поскольку сами формы представления информации не отличались массовостью и надежностью, поэтому они нуждались в специальных условиях для их размещения и сохранения.

Вторая концепция, которая приходит на смену первой с зарождением библиотековедения как науки и может характеризоваться как «документарная» Суть ее заключается в том, что библиотека начинает восприниматься не просто как хранилище знаний, а как система документных фондов, правил их обработки, организации, описания, размещения, использования. В данный период формируется основные представление о сущности библиотечки как информационно-ресурсной системы, вспомогательном аппарате информационного поиска, необходимости создания единого классификационного подхода к структурированию информации.

С развитием библиотековедения и библиотечной практики утверждается институциональный подход к библиотеке, когда она рассматривается как особое социокультурное образование, реализующее собственную миссию, обладающее собственными признаки и свойствами, системно-структурными особенностями, а также собственным характером отношений с другими социальными институтами – семье, образовательными учреждениями, организациями культуры.

Будучи социальным институтом, библиотека представляет собой сложно организованную систему процессов, связанных с ее функционированием:

  1. Библиотечная наука, осуществляющая познания в области информационно-библиотечных ресурсов, систем, закономерностей их функционирования и развития.
  2. Библиотечная практика, представляющая собой совокупность процессов библиотечного обслуживания.
  3. Библиотечная коммуникация как совокупность процессов информационного взаимодействия между разными компонентами библиотечной системы.
  4. Библиотечное право и этика как области, связанные с регулированием и контролем деятельности библиотеки.
  5. Библиотечная самоорганизация и управления как «зоны», связанные с упорядочиванием библиотечной системы, а также руководством теми процессами, которые в ней протекают.

На сегодняшний день наряду с институциональной концепцией библиотеки существует и концепция полифункциональной библиотечной среды, которая выходит за рамки информационного обеспечения, становясь центром интеграции социума, осуществления просветительской, релаксационной, образовательной, досуговой, творческой, коммуникативной деятельности.

Дата последнего обновления статьи: 13.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot