Библиотечное образование: понятие и особенности
В настоящее время, как отмечают исследователи, пред библиотечной сферой остро стоит проблема подготовки кадров для реализации инновационных практик библиотечно-информационной деятельности. Негативные тенденции, повлиявшие на библиотечную сферу в 1990-е годы, вызвали угасание интереса молодежи к выбору библиотечной специальности, поэтому также остро стоит вопрос о повышении престижа библиотечной профессии и связанного с ней образования.
Библиотечное образование – термин, понимаемый в нескольких значениях:
- С процессуальной точки зрения библиотечное образование предстает как целостный процесс овладения специальными навыками и компетенциями в информационной, библиотековедческой и технической сфере для осуществления информационно-библиотечной деятельности на профессиональном уровне.
- В содержательном аспекте под библиотечным образованием понимается совокупность стандартов и требований в сфере подготовки современных библиотечных специалистов.
Библиотечное образование в России
Библиотечное образование в России имеет почти столетнюю историю и ведет свое происхождение от специальных библиотечных курсов, которые были организованы при университете Шанявского (Москва) в 1913 году. С тех пор библиотечное образование претерпело ряд изменений, став полноценным образовательным процессом, который готовит к работе в информационно-библиотечной сфере специалистов с высшим образованием.
В настоящее время библиотечное образование является частью системы высшего образования во многих странах мира, не только в России. Специфика библиотечного образования в нашей стране обусловлена особенностями реализации библиотечно-информационной деятельности в России:
- Универсальность образования, предполагающая формирование широкого набора предметных и общекультурных компетенций, позволяющих выпускнику осуществлять различные аспекты библиотечной деятельности: управление библиотечными процессами, обслуживание пользователей, информационную и библиографическую обработку источников и проч.
- Внимание к классическим отраслям библиотековедения, опора на основательную культурологическую подготовку специалистов в области общественных и гуманитарных дисциплин.
- Акцент на формирование и развитие информационной культуры специалиста, в том числе и компьютерных компетенций, позволяющих эффективно осуществлять процессы автоматизированного библиотечного обслуживания.
- Совершенствование стандартов библиотечного образования под влиянием общественной практики и профессиональных потребностей библиотечных учреждений.
В России в течение последних двух десятилетий осуществлен переход на двухступенчатую систему библиотечного образования, принятую в странах Европы:
- Обучение на бакалавриате в течение четырех лет и получение высшего образования.
- Постдипломное образование в магистратуре, которое позволяет углубить или расширить академическую базу бакалавриата.
Однако по традиции в России сохраняет последипломное образование для студентов, успешно освоивших программы магистратуры и желающих реализовать свой научно-исследовательский потенциал в избранной области:
- Аспирантура, причем специалистам, которые занимаются изучением библиотековедческих проблем, присваивается степень кандидата педагогических наук.
- Докторантура, предполагающая написание и защиту докторской диссертации на основе масштабных и глубоких научных исследований в рамках одной из актуальных проблем библиотечного дела.
Подготовка специалистов информационно-библиотечной сферы за рубежом
За рубежом, в большинстве стран Европы и Америки, также принята двухступенчатая программа библиотечно-информационного образования:
- Бакалавриат, где обучение длится от трех до четырех лет в зависимости от образовательной программы, полученной студентом в период его обучения в старшей школе.
- Магистратура, которая является необязательным этапом обучения и предлагается тем студентам, которые желают заниматься научными исследованиями.
Высшая ступень последипломного образования – так называемая программа Европейский докторант, освоив которую выпускник получает степень доктора философии.
В целом европейская система библиотечного образования отличается следующими особенностями:
- Профилизация образования, позволяющая готовить специалистов для профильных отраслей информационной деятельности: сотрудников архивов, музеев, библиотек, информационных центров вузов, специальных организаций и проч.
- Прикладной характер образования, который ориентирует студентов на выбор профессиональной сферы реализации.
- Упор на самостоятельное освоение значительной части образовательного материала, а также научно-исследовательскую и проектную деятельность студентов.
- Освоение информационных технологий и компьютерных навыков, востребованных в прикладном библиотековедении.
Несмотря на различия библиотечного образования в России и за рубежом, их объединяет внимание к общегуманитарной подготовке студентов, признание необходимости развития цифровых навыков, а также так называемых «гибких навыков», позволяющих будущему специалисту эффективно коммуницировать, решать профессиональные задачи и адаптироваться к условиям изменчивой профессиональной среды.