Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Библиотечное образование в России и за рубежом

Библиотечное образование: понятие и особенности

В настоящее время, как отмечают исследователи, пред библиотечной сферой остро стоит проблема подготовки кадров для реализации инновационных практик библиотечно-информационной деятельности. Негативные тенденции, повлиявшие на библиотечную сферу в 1990-е годы, вызвали угасание интереса молодежи к выбору библиотечной специальности, поэтому также остро стоит вопрос о повышении престижа библиотечной профессии и связанного с ней образования.

Библиотечное образование – термин, понимаемый в нескольких значениях:

  1. С процессуальной точки зрения библиотечное образование предстает как целостный процесс овладения специальными навыками и компетенциями в информационной, библиотековедческой и технической сфере для осуществления информационно-библиотечной деятельности на профессиональном уровне.
  2. В содержательном аспекте под библиотечным образованием понимается совокупность стандартов и требований в сфере подготовки современных библиотечных специалистов.

Библиотечное образование в России

Библиотечное образование в России имеет почти столетнюю историю и ведет свое происхождение от специальных библиотечных курсов, которые были организованы при университете Шанявского (Москва) в 1913 году. С тех пор библиотечное образование претерпело ряд изменений, став полноценным образовательным процессом, который готовит к работе в информационно-библиотечной сфере специалистов с высшим образованием.

В настоящее время библиотечное образование является частью системы высшего образования во многих странах мира, не только в России. Специфика библиотечного образования в нашей стране обусловлена особенностями реализации библиотечно-информационной деятельности в России:

  1. Универсальность образования, предполагающая формирование широкого набора предметных и общекультурных компетенций, позволяющих выпускнику осуществлять различные аспекты библиотечной деятельности: управление библиотечными процессами, обслуживание пользователей, информационную и библиографическую обработку источников и проч.
  2. Внимание к классическим отраслям библиотековедения, опора на основательную культурологическую подготовку специалистов в области общественных и гуманитарных дисциплин.
  3. Акцент на формирование и развитие информационной культуры специалиста, в том числе и компьютерных компетенций, позволяющих эффективно осуществлять процессы автоматизированного библиотечного обслуживания.
  4. Совершенствование стандартов библиотечного образования под влиянием общественной практики и профессиональных потребностей библиотечных учреждений.
«Библиотечное образование в России и за рубежом» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В России в течение последних двух десятилетий осуществлен переход на двухступенчатую систему библиотечного образования, принятую в странах Европы:

  1. Обучение на бакалавриате в течение четырех лет и получение высшего образования.
  2. Постдипломное образование в магистратуре, которое позволяет углубить или расширить академическую базу бакалавриата.

Однако по традиции в России сохраняет последипломное образование для студентов, успешно освоивших программы магистратуры и желающих реализовать свой научно-исследовательский потенциал в избранной области:

  1. Аспирантура, причем специалистам, которые занимаются изучением библиотековедческих проблем, присваивается степень кандидата педагогических наук.
  2. Докторантура, предполагающая написание и защиту докторской диссертации на основе масштабных и глубоких научных исследований в рамках одной из актуальных проблем библиотечного дела.

Подготовка специалистов информационно-библиотечной сферы за рубежом

За рубежом, в большинстве стран Европы и Америки, также принята двухступенчатая программа библиотечно-информационного образования:

  1. Бакалавриат, где обучение длится от трех до четырех лет в зависимости от образовательной программы, полученной студентом в период его обучения в старшей школе.
  2. Магистратура, которая является необязательным этапом обучения и предлагается тем студентам, которые желают заниматься научными исследованиями.

Высшая ступень последипломного образования – так называемая программа Европейский докторант, освоив которую выпускник получает степень доктора философии.

В целом европейская система библиотечного образования отличается следующими особенностями:

  1. Профилизация образования, позволяющая готовить специалистов для профильных отраслей информационной деятельности: сотрудников архивов, музеев, библиотек, информационных центров вузов, специальных организаций и проч.
  2. Прикладной характер образования, который ориентирует студентов на выбор профессиональной сферы реализации.
  3. Упор на самостоятельное освоение значительной части образовательного материала, а также научно-исследовательскую и проектную деятельность студентов.
  4. Освоение информационных технологий и компьютерных навыков, востребованных в прикладном библиотековедении.

Несмотря на различия библиотечного образования в России и за рубежом, их объединяет внимание к общегуманитарной подготовке студентов, признание необходимости развития цифровых навыков, а также так называемых «гибких навыков», позволяющих будущему специалисту эффективно коммуницировать, решать профессиональные задачи и адаптироваться к условиям изменчивой профессиональной среды.

Дата последнего обновления статьи: 15.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot