Роль чтения в воспитании и развитии дошкольника
Вопросы развития читательской культуры детей в раннем возрасте являются актуальными для современной библиотечной практики. Любовь к чтению и потребность в использовании информационных ресурсов библиотеки формируется в раннем детстве как одна из духовных привычек человека, поэтому особую роль в формировании читательских интересов ребенка играет его ближайшее окружение (семья, родственники). Но не менее важно участие в процессах развития читательской культуры дошкольника детского дошкольного образовательной организации. Ребенок проводит в детском саду достаточно много времени, постоянно общается и взаимодействует с педагогами, погружаются в развивающую предметную среду детского учреждения. Все это обусловливает важность воздействия на эстетические и духовно-нравственные потребности ребенка через книгу и художественное произведение.
Роль чтения в детском возрасте заключается в следующем:
- Обогащение словарного запаса, а также развитие речи ребенка, совершенствование речевой и коммуникативных компетенций, необходимых в общении и познании мира.
- Расширение социально-психологического опыта ребенка через приобщение к миру литературы.
- Развитие эмпатии, эмоционально-чувственной сферы и образного восприятия действительности.
- Стимулирование памяти и внимания, развитие творческого воображения ребенка.
- Расширение кругозора и знаний о мире, который окружает ребенка.
- Формирование эстетических представлений, развитие языкового чутья, чувства стиля, вкуса к хорошему художественному слову.
Библиотечная полка в детском саду как форма приобщения к чтению
Для успешного развития культуры чтения в детском саду необходимо создание специальной образовательной среды, которая помогает ребенку приобщиться к миру книги и чтению как виду деятельности. С этой целью в группах образовательных организаций формируются книжные полки, которые используются как форма работы по продвижению книги и чтения среди воспитанников ДОО.
Книжная полка представляет собой тематическую или жанровую подборку книг, соответствующую возрасту и образовательным потребностям юных читателей, предназначенную для развития культуры чтения.
Состав книжной полки в значительной мере определяется возрастом ребенка-дошкольника, однако в целом существует стандартный набор произведений, которые включаются в подборки для чтения в группе:
- Сборники произведений фольклора, в частности, русских и зарубежных народных сказок.
- Литературные сказки русских и зарубежных авторов.
- Подборки познавательных рассказов и книг, естественнонаучной направленности (первые детские энциклопедии).
- Стихотворения русских поэтов, написанные специально для детей.
- Произведения современных детских писателей.
При отборе книг для книжной полки в ДОО следует учитывать следующие критерии:
- Соответствие содержания произведения уровню понимания и читательскому и жизненному опыту ребенка, доступность языка и стиля.
- Высокое художественное достоинство текстов произведений.
- Воспитательное значение, направленность на формирование традиционных духовно-нравственных ценностей и норм поведения.
- Привлекательный внешний вид, оформление, содержащее иллюстративный материал, интересный и доступный ребенку.
Книжная полка является не просто украшением группы, она должна активно использоваться воспитателем в работе с детьми. Для этого можно ориентироваться на следующие приемы работы с книгой:
- Чтение вслух с последующим обсуждением прочитанного.
- Использование книги как основы для инициации игры. Например, считалки, стишки могут использоваться как ритмические элементы. Сюжетные линии прочитанных книг можно воспроизводить в игре. Как правило, дети с удовольствие разыгрывают с помощью игрушек небольшие представления по мотивам прочитанных сказок.
- Заучивание наизусть небольших стихотворений.
- Элементы драматизации. Например, постановка в детском саду спектакля или сценки по мотивам прочитанного произведения.
- «Живая книга» как форма творческой презентации книги, когда воспитатель ведет рассказ о ней от лица самой книги.
- Познавательные беседы по прочитанным книгам о природе, животных, обществе.
- Литературные игры и викторины по прочитанным произведениям.
- Продуктивная творческая деятельность, например, рисование, лепка, аппликация по мотивам образов прочитанных книг. Например, детей можно привлечь к созданию аппликаций или рисунков на тему «В гостях у сказки», «Мои любимые герои», «В стране интересных книжек».
Как правило, книжная полка в детском саду формируется по инициативе воспитателя с помощью тех изданий, которые приобретаются родителями детей или передаются в дар ДОО. Важно привлечь семьи воспитанников к процессу читательской деятельности совместно с детьми, стимулировать их читать дома, приносить в группу произведения, которые особенно понравились, для совместного чтения и обсуждения.
Таким образом, организация читательской полки в ДОО является важным инструментом стимулирования читательского интереса детей, а также средством развития их читательской культуры и формирования личности.