Библиотечная педагогика и урок литературы сегодня
Проблема приобщения подрастающего поколения к чтению является актуальной как для современной библиотеки, так и для школы. И библиотекари, и учителя-словесники сталкиваются с ситуацией, когда дети отказываются читать, демонстрируют равнодушное или неприязненное отношение к классике, а также обладают крайне слабо развитыми читательскими потребностями и интересами. Поэтому перед педагогикой стоит задача поиска эффективных приемов развития мотивации к чтению, а также использования приемов обучающего чтения, позволяющего формировать высокий уровень читательской культуры личности.
Библиотечная педагогика, возникнув на стыке библиотековедения и педагогических наук, занимается вопросами обучения и воспитания человека посредством книги и чтения.
Образовательный, развивающий и воспитательный потенциал книги известен с давних времен, и сегодня чтение, несмотря на многообразие других источников получения информации, остается ведущим инструментом познания и формирования личности.
Будучи дисциплиной смежного характера, библиотечная педагогика не только исследует закономерности, связанные с учебно-развивающим воздействием книги на пользователя, но и тесно сотрудничает с частными методиками, в частности, с методикой преподавания литературы в школе. Это предметная дисциплина, посвященная целенаправленному обучению чтению, восприятию и анализу художественных произведений, формированию эмоционально-ценностного и эстетического отношения к феноменам литературного творчества.
Библиотекари отмечают, что без взаимодействия со школьными руководителями детского чтения, которыми выступают учителя-словесники, невозможно планомерно развивать личность читателя, поскольку именно учебные занятия вооружают школьника необходимыми предметными компетенциями, обучающими работе с текстами разных жанров и стилей.
Между тем, несмотря на сходства в целях и основных задачах, библиотечная педагогика и методика литературы все же по-разному осуществляют подход к читательской деятельности. Школьного педагога-словесника интересует прежде всего функциональный подход к читательской деятельности на уроке, поскольку он обеспечивает адекватное восприятие текста и его понимание. Для этого на уроке литературы изучаются теоретико-литературные понятии, художественные приемы и средства образности, которые используются для реализации авторского замысла. Также у ученика формируются представления о внутреннем строении художественного произведения, единстве его формы и содержания, приемах создания образа мира и героя в художественном тексте и проч.
Библиотекаря интересуют не столько предметно-функциональные навыки читателя, сколько ценностные категории личности читателя. В них входят читательские интересы, мотивы, побуждающие человека читать, факторы, которыми он руководствуется при выборе литературы для чтения, а также воспитательное значение читаемых произведений.
Взаимодействие библиотечной педагогики и методики литературного образования в школе
Несмотря на некоторую разницу в подходе к личности читателя, библиотечная педагогика должна быть тесно связана с методикой литературного образования. Более того, ее достижения и лучшие практики могут быть использованы на уроке как продуктивные формы обучения литературе.
Так, элементы визуализации, которые постоянно используются библиотекарями при проведении массовых мероприятий, активно внедряются и в школьную практику. Учитель использует на уроке следующие элементы иконографики:
- Плакаты-мотиваторы, побуждающие детей к чтению.
- Графические романы и комиксы, созданные по мотивам произведений.
- Экранизации литературных произведений.
- Иллюстративный материал, в том числе альбомы электронных фотографий и рисунков.
- Буктрейлеры.
- Презентации, видеоролики и проч.
Помимо формальных приемов, многие учителя литературы используют ставшие традиционными для библиотечных мероприятий форматы обсуждения произведений или работы с ними на уроке:
- Круглые столы и читательские конференции.
- Литературно-художественные композиции по мотивам поэтических или прозаических произведений.
- Презентации новых книг, а также обзоры книжных новинок.
- Литературные игры и конкурсы и др.
Все это позволяет разнообразить содержание учебных занятий, включив в них возможность творческого самовыражения ученика-читателя. Ориентируясь на наблюдения и исследования библиотечной педагогики, учителя стремятся привлечь к чтению лучшие произведения современных авторов, руководить выбором книг, которые читают подростки. Также следует отметить, что школьные библиотеки тесно сотрудничают с учителями-словесниками при организации совместных уроков, внеклассных мероприятий, литературных конкурсов, что значительно повышает качество изучения литературы.
Таким образом, библиотечная педагогика и урок литературы сегодня выступают как взаимосвязанные отрасли, способствующие развитию культуры чтения подрастающего поколения.