Понятие и причины антропогенных опасностей
Неправильные или несанкционированные действия людей или групп людей приводят к антропогенным опасностям. Это значит, что возникают они в результате воздействия человека на среду обитания. С ростом преобразующей деятельности человека число антропогенных опасностей резко возрастает. Вредные антропогенные факторы, негативно воздействующие на человека, приводят к ухудшению самочувствия или каким-либо заболеваниям. Негативное воздействие травмирующих факторов может привести к серьезной травме или летальному исходу. В результате воздействия человека на природную среду, происходит точечное, локальное или глобальное её изменение. Человек, воздействуя на биосферу в процессе своей жизнедеятельности, потребляет первичную биологическую продукцию, а последствием является образование отходов.
Существует два типа отходов – первичные и вторичные.
К первичным относятся непосредственные остатки использованного продукта.
Вторичными являются те, которые загрязняют окружающую среду веществами, синтезированными человеком в процессе его деятельности. Синтезированные вещества являются чуждыми для природы.
С развитием промышленного производства и сельского хозяйства антропогенная нагрузка на окружающую среду резко увеличивается и, как говорят специалисты, каждые $10$-$15$ лет удваивается. Человеческая деятельность сама по себе опасна, потому что сохраняется опасность принятия неправильного решения. Люди по-разному реагируют на внешние раздражители и могут принять ошибочное решение, следствием которого может стать антропогенно-техногенная катастрофа. Сам человек и всё, что им создано – технические средства, здания, сооружения – являются источниками антропогенных опасностей.
Возникновение аварий в технических системах связано с человеческим фактором.
Например, $80$ % авиакатастроф, по данным ИКАО, являются результатом ошибочных действий экипажа воздушного судна. Дорожно-транспортные происшествия на $60$-$80$ % случаев происходят по ошибке водителей автомобилей. На объектах повышенного риска $60$ % аварий происходит из-за ошибок персонала. Причиной несчастных случаев на производстве, о чем свидетельствует статистика, становятся неблагоприятные психологические качества человека.
В результате выделяются причины возникновения таких опасностей:
- Ошибки, допущенные при проектировании и производстве технических систем, неправильное обслуживание, неправильная организация рабочего места оператора, высокая психологическая нагрузка и недостаточная их натренированность, приводят к принятию непреднамеренно неправильных решений;
- К совершению ошибок приводит нарушение трудоспособности и здоровья работающего;
- Действия человека могут быть и вполне сознательными – терроризм и военные конфликты. Данные опасности имеют целевой характер и заранее планируются отдельными личностями или целыми группам. Уровень таких опасностей очень высокий;
- Серьезными факторами являются внешние раздражители, и сегодня их насчитывается более $100$ видов.
К более распространенным относят производственные факторы – запыленность воздуха, его загазованность, шум и вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.
Травмоопасными факторами являются электрический ток, падающие предметы, движущиеся машины и механизмы, обломки разрушенных конструкций.
В своем развитии цивилизация пришла к парадоксу – совершенствуя технику для своей безопасности, человечество пришло к наивысшим техногенным опасностям, связанным с её производством и использованием.
Ошибки по вине человека
Неправильное или не точно совершенное действие человека приводит к ошибкам, значит, ошибка – это результат действия, невыполнение поставленной задачи, которое может привести к самым печальным последствиям. По вине человека ошибки могут происходить в самых различных сферах его жизнедеятельности – в быту, в производственной сфере, в чрезвычайных ситуациях, в межличностном общении, на отдыхе, во время путешествий и др.
Человеку свойственно ошибаться, это функция его психического состояния, а частота ошибок в достаточно большой степени зависит от состояния внешней среды и действующих нагрузок.
Состояние человека и особенности его личности, приводящие к совершению ошибок, делят на врожденные особенности и временные состояния.
Врожденными особенностями являются физиологические характеристики и наследственность человека – это слуховые и зрительные анализаторы, обоняние, вкус, осязание, мышечная сила, скорость и координация движения. К этим же характеристикам относится психомоторная система – рефлексы, скорость реакций и др. Безусловно, большую роль играет интеллект – уровень знаний, способность применять их в конкретной ситуации и уметь ориентироваться.
К временным состояниям относится физическая и психологическая усталость, в результате чего снижается внимание, мышечная сила и работоспособность человека. Отвлекающими факторами могут быть временные функциональные нарушения организма – неожиданная острая головная боль, судорога мышц, головокружение. К ошибкам приводит и временное переключение внимания на другой предмет или событие, которые не связаны с данной работой – внезапный шум или яркая вспышка света.
Причинами бытовых ошибок может стать использование электроприборов, бытового газа, открытого огня, использование ядохимикатов. Могут быть допущены ошибки при обращении с бытовыми отходами, кипящими жидкостями, ртуть содержащими предметами. Даже при потреблении недоброкачественных продуктов и алкоголя, а также медикаментов, можно допустить ошибки с негативными последствиями.
В производственной сфере к ошибкам ведет нарушение установленного режима работы и бездействие человека в тот момент, когда его участие необходимо.
Ошибки, допускаемые в чрезвычайных ситуациях как естественного, так и техногенного происхождения, обычно бывают связаны с неподготовленностью человека к конкретным действиям в такой ситуации. Неумение предвидеть чрезвычайные ситуации, приводит к сложным последствиям. Например, обращение с горючими и взрывчатыми веществами, управление сложными техническими системами, сход лавин и селей и др.
В межличностных отношениях источниками ошибок становятся непорядочность, небрежность, ревность, месть, оскорбительные высказывания, религиозные и национальные конфликты и др.
Очень большие ошибки совершаются в области управления экономикой и государственной деятельности. Заключаются они в том, что работники этой сферы довольно часто стремятся нарушить законы природы, например, строительство ЦБК на озере Байкал, проекты поворота северных рек в южном направлении.
Самая изменчивая составляющая в системе «человек – среда обитания» – это сам человек, поведение которого определяется массой индивидуальных факторов.
Обучение безопасности жизнедеятельности
Чтобы работающие не совершали психомоторных ошибок и ошибок в принятии решений их обучение должно проходить с позиций безопасности жизнедеятельности, и направлено на предупреждение их появления.
Психомоторные ошибки появляются на уровне двигательных операций, при каких-либо неловких движениях. Чтобы моторные действия во время работы были выполнены безопасно, работнику важно научиться полно и правильно оценивать возникающую информационно-производственную ситуацию. Применительно к отдельным этапам деятельности приобретать необходимые двигательные навыки. В этом плане существенную роль сыграет обучение персонала в условиях моделирования реальной практической деятельности и позволит более полно учесть другие нюансы.
Большое значение имеют тренировки для выработки специальных навыков поведения в каких-либо нештатных и непредвиденных ситуациях и принятие оптимальных решений для их разрешения. С повышением уровня профессиональных навыков снижается уровень объективного риска. В сложных производственных условиях необходимо добиваться стабилизации уровня субъективного риска – речь в этом случае идет о снижении излишней уверенности в собственных возможностях. Эта излишняя уверенность может привести при определенных условиях к ошибочным действиям и негативным последствиям.
Формирование у оператора психологической готовности является важным этапом обучения безопасности жизнедеятельности. Психологическая готовность – это определенное психологическое состояние, основным показателем которого является уверенность в своей психологической надежности – это уверенность в здоровье, знаниях, навыках. Формирование осознанного подхода к наличию потенциальных ресурсов и умения рационально их распределять в ходе деятельности. Для формирования такого состояния важной становится подготовка операторов в усложненных условиях на специальных тренажерах с обязательным вводом дополнительных психологических факторов по сложности, например, дефицит времени, неопределенная информационная среда, выполнение дополнительных задач и др.
При обучении безопасности жизнедеятельности важным моментом становится выработка у персонала умения правильно принимать решения, избегая опасных ошибок.
Для формирования этого умения существует определенная последовательность:
- С приобретением знаний, учиться идентифицировать отдельные явления;
- Учиться, не только понимать, но и объяснять то или иное явление, событие;
- Уметь использовать свои знания на практике;
- Анализировать то или иное явления, т.е. уметь разложить его на простые составляющие;
- Уметь синтезировать событие или явление, т.е. воспроизводить целое по простым составляющим;
- Уметь критически осмысливать явление.
При обучении безопасности жизнедеятельности важно соблюдать последовательность перехода от простого уровня к более сложному, до тех пор, пока у человека не будет выработана способность оценивать сложившуюся ситуацию критически и объективно, что позволит принять правильное адекватное решение при складывающихся антропогенных опасностях.