Формы, методы и последовательность обучения
Пожарно-строевая подготовка – это дисциплина, включающая в себя методы и приемы пользования пожарной техникой, которой обучается личный состав подразделений Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации.
Целью пожарно-строевой подготовки является эффективное обучение личного состава, караулов и дежурных смен, развитие специальных, физических и волевых качеств, которые способствуют успешному выполнению поставленных задач в условиях протекания пожара.
Пожарно-строевая подготовка включает в себя планирование и организацию учебного процесса, разработку и составление тематического плана, проведение методических занятий, составление расписания занятий, составление учебного плана, контроль навыков и знаний, повышение квалификации преподавателей и многие другие мероприятия.
К формам пожарно-строевой подготовки относятся:
- внеклассная работа;
- теоретические занятия;
- практические занятия.
Теоретические занятия – это изучение принципов работы пожарной техники.
В практическую часть входят тренировочные занятия, занятия в спортивном зале, занятия на огневой полосе, занятия на полигоне, занятия на специальных тренажерах (теплодымокамера), показные занятия, психологическая подготовка. Цель практических занятий заключается в совершенствовании и поддержке на должном уровне навыков слаженности подразделений, решение специальных задач и прочие.
Методы обучения пожарно-строевой подготовке:
- инструктивный метод;
- информационно-сообщающий метод (изложение, эссе, сочинение и т.п.);
- методы закрепления знаний (повторение, самостоятельная и контрольная работа, пересказ, тренировка);
- метод формирования умений и навыков (упражнение, объяснение, демонстрация);
- методы проверки знаний (практические задания и наблюдение).
Последовательность обучения упражнениям пожарно-строевой подготовки можно разделить на три основных этапа:
- Создание представления об изучаемом предмете. Сюда входят: знакомство преподавателя с личным составом; демонстрация выполняемого упражнения; объяснение порядка выполнения упражнения; контроль выполнения упражнений обучающимися.
- Разучивание упражнения. При разучивании упражнений решается задача физической подготовки студентов и учащихся.
- Закрепление навыков. Целью этого этапа обучения является оттачивание мастерства учащихся изучаемому упражнению.
Структура обучения
Учебное занятие является основополагающей формой организации пожарно-строевой подготовки. Пожарно-строевая подготовка состоит из четырех частей – вводной, подготовительной, основной и завершающей.
Подготовительная часть должна решать задачи по подготовке учащихся к выполнению основной части занятия, которая основана на выполнении специальных и общих упражнений. К концу подготовительной части студенты должны занять исходные места и подготовить все необходимые принадлежности для основной части обучения.
Основная часть представляет собой мероприятие, основными элементами которого являются разнообразные виды деятельности преподавателей и студентов. Общее число таких элементов может быть разное и определяется преподавателем, в зависимости от специфики занятия, плана занятия и общего учебного плана. Упражнения, которым обучаются учащиеся должны соответствовать их уровню физической и специальной подготовки.
В основной части решается ряд задач, таких, как овладение приемами и методами работы с пожарной техникой и совершенствование уже изученных ранее действий.
Заключительная часть предназначена для восстановительных занятий, наведения порядка на учебном объекте и подведения итогов.
Требования к пожарно-строевой подготовке до, во время и после занятий
Пожарно-строевая подготовка должна включать в себя обязательный инструктаж по охране труда, который может быть вводный, первичный, повторный, внеплановый или целевой.
Перед началом занятий в обязательном порядке должно быть проверено место проведения занятия и проведен инструктаж студентов о мерах безопасности, которые применяются к данному объекту. Должна быть проверена маркировка используемого инвентаря и пожарно-технического инвентаря, а также их состояние. Заранее подготовить порядок построения личного состава на занятии, маршруты его передвижения. Также должно быть уделено внимание внешнему виду студентов, учащиеся, одетые не по форме, к занятиям не должны допускаться. Перед физическими упражнениями должна быть проведена разминка, в целях исключения случаев травматизма; настройка и подгонка всего необходимого оборудования; подготовка средств страховки и оказания первой медицинской помощи; разъяснительная беседа со студентами перед выполнением упражнения. Также для исключения травматизма во время физических занятий руководитель, преподаватель или иное ответственное лицо (например, дежурный) должен проверить правильность организации занятий по физической подготовке и осуществлять контроль соблюдения мер безопасности учащимися и другими.
Также необходимо соблюдать меры предосторожности непосредственно во время выполнения упражнений.
Например, во время упражнений с выдвижной лестницей, она должна быть установлена в таком месте, где при ее падении она не заденет лини электропередач. В случае невозможности выполнения этого условия, обязательно наличие учащегося для предотвращения падения лестницы. Также при работе с выдвижной лестницей, спуск и подъем по ней может осуществлять только один человек.
При проведении занятий по боевому развертыванию необходимо следовать нескольким правилам: запрещается начинать развертывание до полной остановки машины; подавать воду в пожарные рукава нужно постепенно; подавать воду в незакрепленные рукава строго запрещено; переносить механическое и электрическое оборудование в работающем состоянии; использовать для освещения открытый огонь и т. п.
По завершению занятия, мест его проведения должно быть приведено к первоначальному виду (мытье оборудования, техники, одежды и т.п.), заправить пожарную технику (если в это есть необходимость) и доложить о неисправностях руководству (если таковые имеются).
Пожарно-строевая подготовка важное мероприятие по обучению спасательных подразделений. Качественная подготовка сотрудников может способствовать снижению числа человеческих жертв о время пожара.