Система управления безопасностью жизнедеятельности на предприятии
Система управления безопасностью жизнедеятельности (СУБЖ) на предприятии – это совокупность органов управления, целью деятельности которых является достижение заданного или требуемого уровня безопасности на объекте (предприятии).
В соответствии с иерархией СУБЖ абсолютно каждое предприятие представляет собой элемент системы управления безопасностью высокого порядка (регион, отрасль и т. п). На каждом предприятии должны создаваться такие условия труда, которые обязаны соответствовать всем нормативным актам и документам в области охраны труда. Также внутри организации могут издаваться акты, документы и приказы локального значения в области СУБЖ, которые обязательны к соблюдению сотрудниками, но не должны противоречить нормативным актам органов более высокого уровня (федеральные законы и т.п).
СУБЖ дает возможность руководству предприятия и ответственным лицам организовать трудовые процессы, которые будут соответствовать всем необходимым нормативным актам и документам.
Анализ СУБЖ на предприятии включает в себя 4 объекта:
- Организация охраны труда.
- Организация промышленной безопасности.
- Организация пожарной безопасности на предприятии.
- Организация экологической безопасности.
СУБЖ должна разрабатываться в соответствии с национальным стандартом ГОСТ Р 12.0.230-2007. СУОТ предусматривает следующие мероприятия, для обеспечения безопасных условий рабочего процесса:
- планирование работ по охране труда;
- контроль исполнения работ по охране труда;
- корректирующие и предупредительные действия;
- внутренний аудит СУБЖ, ответственными лицами или подразделениями.
На многих предприятиях (особенно крупных) организовывает служба по охране труда. Функцией которых и является организация мероприятий в области СУБЖ. Как показывает практика, в большинстве случаев, качественная проделанная работа службы по охране труда значительно снижает (а иногда и исключает) уровень травматизма, профессиональных заболеваний и возможности возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера.
Цель и этапы анализа СУБЖ
Целью анализа СУБЖ является оценка состояния и условиям охраны труда, касающиеся всех четырех объектов (организация охраны труда, организация промышленной безопасности, организация системы пожарной безопасности, организация системы экологической безопасности).
Анализ СУБЖ может проводиться в три этапа.
На первом этапе проводятся следующие мероприятия:
- определение тематики анализа;
- составление плана необходимых мероприятий;
- определение сроков проведения анализа;
- определение даты предоставления результатов анализа вышестоящим органам надзора;
- определяются способы и инструменты для проведения анализа.
На втором этапе анализа происходит исследования, сбор и оценка полученных данных.
На третьем этапе происходит формулировка выводов, а также разработка мероприятий по ликвидации недостатков, если таковые были выявлены в ходе проверки.
По окончании проведения анализа результаты документируются, согласно требованиям, ответственным лицом и передается в вышестоящие органы надзора.
Объекты СУБЖ и их анализ
В соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации обязанности по организации безопасных условий труда возлагаются на работодателя и других ответственных лиц.
Работодатель обязан:
- обеспечить безопасность сотрудников при использовании оборудования, необходимого для протекания технологического и трудового процессов;
- обеспечить работников средствами коллективной и индивидуальной защиты;
- организовать на рабочих местах условия, согласно требованиям нормативных актов;
- организовать режим работы и отдыха, отвечающие требованиям нормативных актов;
- организация инструктажа для сотрудников по охране труда;
- организовать проверку знаний работников в области охраны труда.
В свою очередь работник обязан исполнять предписания всех нормативных актов (в том числе и внутренних) в области охраны труда на предприятии.
Анализ организации условий труда подразумевает оценку исполнения обязанностей сторон (работодатель и сотрудник).
Промышленная безопасность – это состояние объекта, которое обеспечивает его полную защищенность от аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций.
Основополагающие элементы промышленной безопасности на предприятии регламентируются Федеральным законом № 116-Ф3 от 21 июля 1997 года. Положения данного закона распространяются на любые организации, вне зависимости от их форм собственности и правовых форм, осуществляющих свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации.
Основной задачей анализа промышленной безопасности предприятия является анализ контроля производственной системы предприятия, задачами которой является:
- контроль соответствия объекта анализа требованиям промышленной безопасности;
- контроль организации необходимых экспертиз
- контроль работы подразделений предприятия по ликвидации и предупреждению аварий;
- контроль соблюдения графика проведения испытания технических устройств, применяемых на предприятии.
Пожарная безопасность – это такое состояние объекта и обслуживающего его персонала, при котором риск возникновения пожара минимален или вообще отсутствует.
Анализ пожарной безопасности предусматривает оценку действий по противопожарной профилактики или иных мероприятий.
Профилактика и предупреждение пожара является неотъемлемой частью системы безопасности жизнедеятельности на предприятии. Она тесно взаимодействует с другими объектами СУБЖ.
Мероприятия по профилактике пожаров:
- использование материалов с высокими пределами огнестойкости;
- нанесение на поверхность элементов объекта огнезащитных составов;
- установка противопожарных преград;
- сведение к минимуму количества горючих веществ на объекте;
- применение автоматической системы пожаротушения.
Экологическая безопасность – это допустимый уровень вредного воздействия факторов на окружающую среду и человека.
Анализ экологической безопасности подразумевает оценку контроля исполнения на предприятии контроля соблюдения требований закона № 174-Ф3 «Об экологической экспертизе», который является основополагающим в области экологической безопасности.