Многообразие структур баз данных
Понятие структуры базы данных неоднозначно и может трактоваться, в зависимости от контекста, как:
- совокупность объектов, входящих в состав БД;
- совокупность таблиц как основы реляционной БД и связей между ними;
- наполненность записями с определенными характеристиками и т.п.
В связи с активным развитием NoSQL трактовка понятия "структура БД" может быть еще более расширена, поскольку в них применяются нетрадиционные способы упорядочивания данных. Можно, например, говорить о структуре ключей применительно к базам данных формата Redis.
Ниже будет описана структура одной из самых популярных офисных СУБД - Microsoft Access (в версии Office-365).
Типы объектов в структуре базы данных Access
Приложение Access используется для управления данными, хранящимися в едином файле, в структуру которого могут входить:
- таблицы (для хранения данных);
- запросы (для поиска данных);
- формы (для просмотра и изменения данных таблиц);
- отчеты (для анализа и печати).
Таблицы, запросы, формы и отчеты являются объектами базы данных.
Таблицы и связи.
Для хранения данных создаются таблицы для каждого типа отслеживаемых объектов, например, покупателях, продуктах, заказах. Чтобы объединить данные из нескольких таблиц следует установить связи между ними.
Некоторые БД содержат ссылки на таблицы, хранящиеся в других источниках (на серверах, в виде книг Excel и т.п.). На практике таблица или ссылка на источник данных равноценны, хотя при обращении к удаленным источникам по сети программа может работать медленнее.
Запросы.
С помощью запросов можно найти и извлечь данные, соответствующие указанным условиям. При этом могут быть задействованы несколько таблиц. Запросы используются и для обновления, удаления записей, а также выполнения пользовательских вычислений на основе данных.
Формы.
Формы используются для просмотра и изменения данных. Формы, как правило, содержат элементы управления (текстовые поля, кнопки, списки), связанные с полями таблиц или запросов. Формы можно создавать с помощью команд раздела "Форма" на ленте-меню. Предусмотрены режимы "Мастер создания формы" и "Конструктор".
Отчеты.
Отчеты используются для быстрого анализа данных, а также их отображения в печатном или другом формате. Предусмотрены такие востребованные в обстановке офиса возможности, как печать наклеек на почтовые конверты, этикеток, циркулярных писем.
Способы анализа структуры базы данных Access
Просмотр в режиме конструктора.
Открытие объектов в Конструкторе позволяет подробно изучить их структуру. Например, для таблиц это типы данных для каждого поля, маски ввода, ключи и т.п. Изучение таблицы в режиме конструктора может быть полезно, если, например, не срабатывает запрос на обновление и нужно уточнить типы данных каждого поля в исходной и целевой таблицах.
Рисунок 1. Просмотр свойств таблицы в режиме конструктора. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Удобным элементом конструктора таблиц является поле подстановок. Оно позволяет использовать набор значений, хранимый в другой таблице, запросе или в виде перечисления. Например, поле подстановок может содержать код сотрудника (хранимое значение), но отображать его имя.
Режим конструктора позволяет анализировать структуры форм, отчетов, запросов и других объектов БД Access.
Просмотр связей между таблицами.
Инструмент "Связи" дает графическое представление таблиц, их полей и связей между ними. Здесь же связи между таблицами можно редактировать: устанавливать, менять тип ("один-к-одному", "один-к-многим", "многие-к-многим" и т.п.).
Схема данных: связи между таблицами. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 2. Схема данных: связи между таблицами. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Область "Зависимости объектов".
Область "Зависимости объектов" используется при анализе структуры БД, чтобы предотвратить случайное удаление источников записей. Если, например, в базе данных "Продажи" существует запрос "Заказы за квартал", который больше не используется, то перед его удалением необходимо выяснить, не связаны ли с ним какие-либо другие объекты базы данных в качестве источников или потребителей. После такой проверки можно отредактировать зависимые объекты: удалить ссылки на неиспользуемый запрос или удалить их вместе с запросом. Просмотр списка зависимых объектов позволяет избежать анализа вручную и свести к минимуму количество ошибок.
Рисунок 3. Область "Зависимости объектов". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Область "Зависимости объектов" позволяет также узнать, как изменение структуры БД повлияет на другие объекты.
Инструмент "Архивариус".
Подробные сведения о структуре базы данных Microsoft Access демонстрирует инструмент "Архивариус базы данных". Он генерирует отчет с подробными сведениями о каждом выбранном объекте. При этом степень детализации регулируется. Например, если архивариус открыт для формы ввода, то его отчет будет содержать свойства всей формы: ее разделов, кнопок, текстовых полей и др.