Понятие о базе данных и СУБД
База данных представляет собой один или несколько специальным образом организованных файлов, которые хранят систематизированную информацию, доступ к которой осуществляется с помощью программных средств системы управления базой данных (СУБД). Иначе говоря, база данных – это совокупность данных, обладающая определенными свойствами:
- структурированностью;
- взаимосвязанностью;
- независимостью от прикладных программ.
Таким образом, база данных (БД) представляет собой совокупность организованной определенным образом информации на какую-либо тему (в рамках какой-либо предметной области), хранящуюся в электронном виде. К примеру, база данных сети магазинов и т. д.
Классификация БД
Базы данных можно классифицировать по разным признакам:
-
По характеру хранимой информации БД бывают:
- фактографическими - хранящими краткую информацию в строго определенном формате, это, так называемые, картотеки;
- документальными – к ним относятся всевозможные документы, причем не только текстовые, но и графические, звуковые (мультимедиа), а также видеофайлы – все это, так называемые, архивы.
-
По способу хранения данных (по техническим средствам) БД бывают:
- централизованными – когда вся информация хранится на одном компьютере, который может быть представлен как автономно, так и в качестве сервера сети с открытым доступом для пользователей-клиентов;
- распределенными – которые используются в локальных и глобальных компьютерных сетях, причем разные части базы хранятся на разных компьютерах.
-
По структуре организации данных БД бывают:
- реляционными;
- иерархическими;
- сетевыми.
СУБД
Система управления базой данных (СУБД) является комплексом программ и языковых средств, применяемых при создании, ведении и использовании баз данных.
СУБД предоставляет возможность программистам разработать новые, более совершенные средства обработки данных, а пользователям – возможность непосредственного управления хранящимися данными.
Современные СУБД должны удовлетворять требованиям:
- возможности манипулирования данными (например, ввод, выбор, вставка, обновление, удаление и др.);
- возможности поиска и формирования запроса;
- обеспечения целостности (согласованности) данных;
- обеспечения секретности и защиты данных (например, от несанкционированного доступа, от аппаратных сбоев).
Основными показателями в работе СУБД являются:
- высокая производительность;
- стоимость хранения и использования данных;
- простота в обращении к базе данных.
На сегодняшний день имеется большое количество СУБД, различающихся архитектурой, внутренним языком программирования, управляющей ими операционной системой и другими характеристиками. Среди СУБД, ориентированных на работу с конечным пользователем, для небольших организаций наиболее популярными являются MS Access, FoxPro, Paradox. Более сложными системами являются распределенные СУБД, предназначенные для работы с большими БД, которые распределены по нескольким серверам. К ним относятся Oracle, Sybase, Informix.
СУБД Microsoft Access
Система управления базами данных (СУБД) Microsoft Access представляет собой профессиональную программу управления базами данных, с помощью которой возможны накапливание и систематизация разнообразной информации, а также поиск и сортировка объектов согласно выбранным критериям, конструирование удобных форм для ввода данных и генерирование на основании имеющихся записей прекрасно оформленных отчетов.
Используя MS Access можно обеспечить одновременный доступ к данным десяткам пользователей. Данная БД используется для хранения больших объемов информации, управления данными, их выборкой, сортировкой и другими действиями.
С БД могут работать 2 категории исполнителей: проектировщики (программисты) и пользователи. Проектировщиками разрабатывается структура таблиц БД и согласовывается с заказчиками, а также ведется отладка БД. Пользователи заполняют и обслуживают БД.
СУБД работает в 2-х режимах: проектировочном и пользовательском. Первый применяется при создании или изменении структуры базы данных и создании ее объектов. Второй режим используется при непосредственной работе с ранее подготовленными объектами для наполнения БД или получения данных из нее.
Вся информация БД хранится в одной или нескольких таблицах, состоящих из набора однотипных записей, размещенных друг за другом. Эти записи представляют собой строки таблицы, которыми можно управлять. В БД строку таблицы называют записью, а столбец - полем.
Каждая запись может хранить самую разнообразную информацию. Поля одного типа разных записей образуют столбец таблицы, который содержит значения определенного свойства. Поля являются различными характеристиками объекта. Значения полей в одной строке относят к одному объекту. Каждое поле имеет свое имя.
Другие модули БД используются для обработки информации таблиц. Запросы проводят выборку данных согласно определенным условиям. Формы используют для форматированного ввода и восприятия информации. Отчеты выводят оформленные списки записей с заголовками, пунктами и подпунктами.
Таким образом, объектами базы данных Microsoft Access являются:
- таблицы – основной объект используется для хранения данных и структуры БД;
- запросы – представлены специально созданными таблицами для отбора, сортировки и анализа данных;
- формы – объекты для удобства ввода данных;
- отчеты – выводят данные на бумагу в удобном для просмотра виде;
- страницы – используются для работы в сети Интернет;
- макросы – представляют собой макрокоманды для автоматизации повторяющихся операций;
- модули – используются для обработки событий и вычислений.
Microsoft Access позволяет объединить сведения из различных источников в одной реляционной БД. С помощью создаваемых форм, запросов и отчетов можно быстро и эффективно обновить данные, получить ответы на вопросы, осуществить поиск необходимой информации, проанализировать данные и выпустить на печать отчеты.
В БД сведения из каждого источника сохраняются в отдельной таблице. В ходе работы с данными из нескольких таблиц устанавливается связь между ними.
При выходе из Microsoft Access измененные данные сохраняются автоматически. Однако при изменении структуры любого объекта базы данных в Microsoft Access выводится запрос на подтверждение сохранения этих изменений перед завершением работы.
Основными действиями, которые пользователь может выполнить, применяя СУБД являются:
- создание структуры базы данных;
- заполнение базы информацией;
- изменение структуры и содержания базы данных;
- поиск информации в базе;
- сортировка данных;
- защита базы данных.
Достоинства и недостатки Microsoft Access
Достоинствами СУБД Microsoft Access являются простота, гибкость, русификация, наличие разнообразных мастеров, конструкторов, надежная работа.
Недостатками Microsoft Access явились слабые средства защиты и восстановления информации, ограничения на объем информации, отсутствие собственного языка программирования, низкая скорость при работе с большими объемами информации.