Банк и банковская система
С началом формирования денежного оборота и денежно-товарных отношений возникла потребность в различного рода услугах, связанных с деньгами. Появились люди, производящие обмен денег или дающие деньги в долг под проценты. Позже вместо ростовщиков и менял-одиночек образовались специализированные финансово-кредитные конторы. Их стали называть банками. Это название произошло от названия места менял на рынках европейских городов в средине века. Они сидели на специальных скамьях. В немецком языке слово «die Bank» переводится как «скамья». Поэтому и операции называли банковскими.
Банк – представляет собой кредитно-финансовое учреждение, которое производит операции с деньгами, валютой и ценными бумагами, обслуживает интересы государства, организаций и частных лиц, осуществляет кассовые операции.
Совокупность банков в их взаимосвязи и взаимодействии образует банковскую систему.
В банковскую систему входят банки всех форм собственности (государственные, частные, акционерные) и выполняющие различные виды операций (инвестиционные, кредитные, универсальные, специализированные и пр.). На территории страны могут действовать государственные, национальные, иностранные, международные (смешанные) банки, если их деятельность не противоречит законодательству. Вся совокупность банков выполняет следующие функции:
- выпускает ценные бумаги и деньги (осуществляет эмиссию);
- контролирует объем выпущенных денег и ценных бумаг;
- накапливает денежные средства;
- формирует кредитный капитал;
- осуществляет кредитование и инвестирование;
- хранит денежные средства и материальные ценности клиентов;
- осуществляет финансовые расчеты и перемещение денежных средств по счетам и между банками;
- управление имуществом клиентов на основании доверительных документов.
Основной целью банков является получение прибыли. Они оказывают посреднические финансовые услуги и преумножают капиталы. Чем выше прибыль, получаемая банком, тем эффективнее оказывается его деятельность. Поэтому важное значение имеет умение менеджеров банка осуществлять банковские услуги и производить операции с минимальными затратами и максимальной прибылью. Это является залогом успешного функционирования банка.
Затраты банка
Как и функционирование любого предприятия, деятельность банков имеет свои издержки (затраты). Но характер банковской деятельности, источники ресурсов и особенности банковского продукта несколько отличаются от других предприятий. Поэтому нормативная база банковской сферы, затраты и управление ими имеют свои особенности.
Понятие затрат в банковской сфере тесно связано с формированием себестоимости и цены на банковские услуги.
Затратами называются потребленные ресурсы или деньги, которые необходимо заплатить за предоставленные товары или услуги.
Эффективность работы банка может быть повышена за счет минимизации издержек (затрат). Поэтому уровень затрат следует тщательно контролировать. Особенно это актуально в современных условиях с быстро изменяющейся рыночной обстановкой.
Главное отличие между затратами предприятия и затратами банка состоит в их структуре. Для предприятия затратами считаются все расходы, связанные с производством и реализацией продукта, а привлечение средств относят к прочим расходам. А для банка привлечение средств служит основным видом реализационной деятельности. Выплаты процентов и затраты, связанные с этим являются операционными расходами.
В настоящее время нет четкого определения понятия «банковские затраты». Такие понятия, как «затраты», «расходы» и «издержки» используются часто в качестве синонимов. Одно из первых определений этих понятий можно встретить в «Толковом словаре» В. И. Даля:
Затратами или издержками именуется все, что затрачено, издержано вперед, в торговле и промыслах. Затрачивать – значит затратить деньги, припасы, исстрачивать в зачет; издерживать в ожидании возврата, прибыли.
Но современная экономическая наука считает, что эти понятия имеют единую природу, но разное экономическое содержание.
Банковскими прямыми затратами считаются операционные расходы, возникающие в ходе создания банковских продуктов и услуг и формирующие производственную (банковскую) себестоимость.
На банковские затраты оказывают влияние характер операций (затраты банка по основным операциям и другим сделкам, операционные и прочие затраты), динамика операций. Затраты делятся на пассивные и активные (по проводимых операциях).
К затратам по пассивным операциям относят:
- процентные расходы по депозитным операциям и выпущенным обязательствам;
- дисконтные расходы по выпущенным обязательствам;
- комиссии по расходам, связанным с привлечением средств;
- выплаченные штрафы и пени, связанные привлечением средств и клиентов;
- дивиденды, выплаченные собственникам;
- расходы по заработной плате персонала, связанные с привлечением клиентов и средств, аренде помещений и касс;
- амортизационные расходы.
Из затрат по активным операциям наибольшую часть составляют затраты, связанные с кредитованием. Это самая доходная часть деятельности банка, но и самая затратная.
Управление банковскими затратами
Управление банковскими затратами позволяет повысить эффективность работы банка, обеспечить получение большей прибыли. Задачи управления зависят от политики банка, целей и сроков основных банковских операций, предполагаемых банковских затрат в будущем. Важное место в управлении затратами принадлежит маркетинговой политике банка.
Управление затратами банка заключается в следующих мероприятиях:
- проведение анализа затрат банка;
- координация и регулирование затрат;
- сравнение фактического объема затрат с запланированным;
- формирование системы и механизмов учета затрат;
- установление контроля за затратами;
- оптимизация затрат;
- выбор наиболее рациональных методик управления затратами.
Этот комплекс мероприятий позволяет наиболее рационально использовать ресурсы банка, снизить объем неоправданных расходов и оптимизировать структуру самого банка. Минимизация затрат банка повышает его конкурентоспособность и финансовую устойчивость.