Общее понятие о банках и их сути
Банки являются неотъемлемой частью экономической жизни общества. Их прообразами были люди и организации, которые давали деньги в долг или меняли купцам деньги разных стран. Другими словами прототипами банков были различного рода менялы и ростовщики.
На рынках средневековой Европы менялы имели специальную скамью (по-немецки «die Bank» означает «скамья»). От названия места нахождения менялы и произошло название кредитно-финансовых контор – «банк». Они получили бурное развитие в эпоху становления рыночной экономики и распространения капиталистических отношений.
Банком называется кредитно-финансовой учреждение (предприятие или организация), которое производит различные операции с деньгами и ценными бумагами и обслуживающее как государство, так и физических и юридических лиц.
В современном мире существует несколько разновидностей банков. Это зависит от формы собственности, подчиненности, преобладающих видов операций. Поэтому наиболее часто встречаются такие виды банков, как:
- центральные банки;
- государственные банки;
- коммерческие банки;
- универсальные банки;
- специализированные банки;
- инвестиционные банки;
- сберегательные банки и пр.
Центральные государственные банки осуществляют регулирование денежного обращения в государстве и государственное регулирование всей банковской сферы страны. Они же производят денежную эмиссию. Коммерческие банки осуществляют расчетно-кассовое обслуживание, производят операции по кредитам и депозитам.
Универсальными считаются банки, которые могут осуществлять все виды банковских операций. А специализированные банки выполняют лишь некоторые из них. Инвестиционные банки (исходя из названия) занимаются инвестициями. Чаще всего это инвестиции в ценные бумаги. Сберегательные банки осуществляют работу с населением (привлекают средства населения).
Деятельность банков регулируется государственным законодательством. Главной целью любого банка является получение прибыли. А функциями банков являются привлечение и хранение денег клиентов, проведение наличных и безналичных расчетов, кредитование и инвестирование, регулирование количества денежной массы, находящейся в обороте в стране. Кроме этого банки могут осуществлять доверительное управление или выдавать поручительства, проводить лизинговые операции, предоставлять в аренду различные объекты и помещения, оказывать информационные и консалтинговые услуги.
Понятие филиала банка
Филиалом называется обособленное подразделение какого-либо предприятия или организации (юридического лица), которое расположено вдали от данного юридического лица, но может выполнять полностью или частично его функции.
Филиал не является самостоятельным юридическим лицом. Он пользуется теми правами и полномочиями, которые были делегированы создавшим его юридическим лицом. Руководство филиалом осуществляется теми, кого назначило юридическое лицо на основании специальной доверенности. Есть еще одно близкое по смыслу определение этого термина.
Филиалом банка называется обособленное структурное подразделение банка, которое расположено вне места нахождения самого банка и, не являясь юридическим лицом, имеет полномочия, делегированные ему банком, обладает соответствующей лицензией, самостоятельным балансом и собственным корреспондентским счетом.
Помимо филиалов банки могут иметь обособленные подразделения в виде дочерних банков, представительств банков и дополнительных офисов банков. Деятельность всех этих подразделений регламентируется уставом банка. Банк же осуществляет и координацию работы всех этих структур.
Особенности управления филиалом банка
Управление банком и его подразделениями и филиалами имеет многоуровневую структуру. Оно должно соответствовать действующему законодательству и утвержденному уставу банка. Во главе управления банка находится общее собрание акционеров или учредителей. Оно назначает совет директоров (управляющих) и ревизионную комиссию. Из числа наиболее крупных акционеров формируется исполнительный орган управления – правление банка.
В сфере компетенции перечисленных выше органов управления находятся следующие вопросы:
- определение общих направлений деятельности и развития банка;
- планирование деятельности банка;
- открытие и закрытие филиалов банка;
- назначение руководства филиалами и другими подразделениями банка.
На территории Российской Федерации Центральный Банк России выпустил специальную инструкцию (№65) «О порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы» от 11 сентября 1997 г. Согласно данному документу все кредитно-финансовые организации и учреждения, которые имеют филиалы, должны подвергаться дополнительному контролю. Целый ряд форм контроля осуществляется как в целом по банку, так и по отдельным его филиалам.
И филиалы, и главный офис обязаны предоставить требуемые формы контроля в территориальные отделения Центрального Банка России согласно их территориальной принадлежности. Значение показателей этих форм должно совпадать как у филиалов, так и в сводных формах главного офиса банка. В противном случае предусматриваются штрафные санкции для банка. Для избежания разногласий предполагается подготовка консолидированных отчетов банка и его филиалов из одного источника информации в главном офисе. Таким образом, формируется централизованное управление отчетностью банка.
При принятии управленческих решений по филиалу банка учитывается:
- структура балансов филиала;
- квалификация и кадровый состав сотрудников филиала;
- состояние финансовой отчетности филиала;
- условия деятельности филиала на конкретной территории;
- роль филиала в общей стратегии банка.
В условиях централизации управления банком руководство главного офиса не только анализирует информацию, но и разрабатывает управленческие решения. Руководству филиалов остается лишь безусловно их выполнять. Для этого необходимо оперативно готовить управленческие решения в главном офисе на основе достоверной информации о деятельности филиалов.
Существенную помощь в управлении филиалами оказывают в настоящее время информационные технологии. Они позволяют повысить качество централизованного управления финансами и снизить себестоимость этого процесса. Для этого используются корпоративное банковское хранилище данных и системы автоматизированного сбора информации из филиалов по выполненным операциям.
Для эффективного управления филиалом банка следует установить общие для всех филиалов правила работы банка. Кроме того важно установить ежедневный контроль за исполнением этих правил работы. О деятельности филиала главный офис должен получать ежедневную исчерпывающую информации. Регулярная оценка деятельности филиалов является еще одним обязательным условием повышения эффективности управления филиалом.