Сущность управления банком
Управление банком возложено на отдельную науку, занимающуюся управлением – менеджмент.
Управлением в банке занимается банковский менеджмент.
Банковский менеджмент представляет собой комплекс управленческих действий, которые осуществляются соответствующими на то организационными структурами коммерческого банка, и обеспечивают собой непрерывность в исполнении, своевременность движения кредитных ресурсов, для достижения цели – получение микроэкономических и макроэкономических преимуществ.
Рисунок 1. Микроэкономические и макроэкономические преимущества. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Микроэкономические преимущества включают в себя устойчивость коммерческого банка, сохранность и рентабельность ресурсов банка и его клиентов. Макроэкономические преимущества относятся к сфере стабилизации национальной денежной единицы, максимальному использованию материальных и денежных ресурсов.
Если банковская система управления выстроена качественно и эффективно, то это даст возможность коммерческому банку реагировать на появление негативных макроэкономических и микроэкономических показателей, которые могут привести к банкротству.
Наличие в коммерческом банке эффективной и качественной системы управления является одним из основных условий устойчивого функционирования банка.
Цели управления коммерческого банка
Банковский менеджмент, как управление, преследует следующую основную цель - координация и применение сторонних усилий ( человеческих) для достижения поставленной перед банком цели.
Цели управления банка неразрывно связаны с целями, установленными для оптимального функционирования банка, и в то же время подразделяются на экономические цели и социальные.
Рисунок 2. Цели управления банка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Экономической целью является достижение эффективного уровня выполнения операций банка, а так же преследование увеличения роста прибыли банка. Эти цели вытекают из природы самого коммерческого банка, как предпринимательской структуры.
Экономическая цель управления банка не может быть рассмотрена, как долгосрочная перспектива, данная цель рассматривается с точки зрения вложения средств.
Помимо этого, к экономической цели можно отнести увеличение ценности самого коммерческого банка. Суть цели заключается в получении прибыли, характеризующейся долгосрочностью, постоянный рост объема операций банка, расширение сегмента банка, увеличение рыночной стоимости акций коммерческого банка.
К экономической макроцели управления банком относится обеспечение нужного уровня сохранности привлекаемых банком средств, а так же эффективное их вложение в экономику.
К социальной цели управления банком относится качественное обслуживание клиентов банка по набору и качеству услуг, продуктов. Цели коммерческого банка, цели управления банком, все они должны полностью соответствовать общим банковским хозяйственным процессам, а так же целям денежно-кредитной политики банка и банковской системы, а так же соответствовать главной миссии банка.
Функции управления банка
Функции управления банком напрямую связаны с двумя основными направлениями банка: управление движением финансовых потоков и трудовыми ресурсами.
Управление финансами (финансовый менеджмент), управление кадрами (кадровый менеджмент), а так же и другие направления, такие как – управление активами банка, фонды коммерческого банка, - все это является составными частями общего понятия менеджмента банка.
Функции управления в коммерческом банке:
- Управление активами банка;
- Управление пассивами банка;
- Управление капиталом банка;
- Управление заемными средствами банка;
- Управление рисками в банке;
- Управление кредитными ресурсами и кредитным портфелем в банке;
- Осуществление внутрибанковского контроля;
- Администрирование системы организации работы в банке;
- Администрирование системы оплаты труда в банке;
- Организация системы подбора персонала;
- Организация системы распределения персонала;
- Организация системы подготовки персонала;
- Организация системы переподготовки и карьерного роста персонала.
Задачи управления банком
К основным задачам управления в коммерческом банке можно отнести:
- Политика банка. Включает в себя: определение масштабной (глобальной) цели деятельности банка; разработка и проведение мероприятий, которые приведут к достижению поставленной цели; создание и выполнение программ и различных проектов, с помощью которых будет обеспечено движение и достижение целей банка; разработка методов управления деятельностью банка; формирование организационной структуры коммерческого банка, полностью соответствующей установленной политике развития банка; формирование стратегии управления штатом банка, а именно – в части установления эффективности персонала, в части мотивации, а так же в части карьерного роста персонала.
- Маркетинг банка. Включает в себя: поиск и установление имеющихся, а так же перспективных рынков банковских услуг; формирование и установление краткосрочных и долгосрочных целей банка; определение рынков клиентов, а так же работа над определением их потребностей; создание и внедрение новых продуктов, услуг, а так же создание новой системы контроля за реализацией этих продуктов и услуг.
- Создание услуг коммерческого банка. Включает в себя: создание методов, позволяющих изменить свойства, формы денежных средств, с целью удовлетворения потребностей клиентов банка; создание и дальнейшее внедрение новых технологий.
- Создание клиентской базы банка, обслуживание клиентов и продажа собственных услуг. Включает в себя: создание твердой почвы для банка на уже освоенных сегментах рынка банковских услуг; открытие новых рынков и занятие места на них; создание конкурентоспособности на уже имеющихся сегментах рынка банковских услуг; увеличение ресурсной базы банка; получение дохода.
- Экономика и финансы. Включает в себя: наращение капитала банка; управление уровнями ликвидности и прибыли банка; установление стабильности в развитии банка; обоснование решений с финансовой точки зрения; управление банковскими доходами и расходами.
- Администрирование. Включает в себя: создание соответствия организационной структуры банка и установленной банком стратегии развития; улучшение квалификации сотрудников банка; управление мотивацией труда в банке.