Банковские технологии
Банковские технологии – это банковские подсистемы, посредством которых финансовое учреждение выполняет банковские операции.
Среди банковских технологий выделяют следующие:
- программное обеспечение, которое обеспечивает реализацию текущих банковских операций;
- программное обеспечение, посредством которого возможно управление коммуникациями с партнерами, различного рода банковскими структурами, , органами государственной и муниципальной власти;
- составляющие внутренней и внешней систем защиты данных, различного рода банковских терминалов, кассовой дисциплины и деятельности отделов и филиалов;
- процедуры и модели, связанные с управлением потенциальными кредитными рисками;
- электронный документооборот, обеспечивающий связь процессов стратегического планирования, организации банковской дисциплины;
- внутренняя документации банковской структуры, регламентирующая осуществление банковских операций и реализацию банковских продуктов и услуг;
- разработка и внедрение современных новых каналов обслуживания клиентов финансового учреждения.
Для увеличения лояльности клиентов, а также партнеров, увеличения объема привлекаемых финансовых ресурсов и расширения клиентской базы банковские структуры все более активно внедряют банковские технологии, которые представляют собой некоторую совокупность методов анализа результатов функционирования экономического субъекта, в нашем случае финансового учреждения, способствующих росту финансовой и общей устойчивости, реализации действительно эффективной деятельности.
Внедрение новых банковских технологий в России
Благодаря непрерывному процессу совершенствования принципов взаимодействия с клиентами значительная доля финансовых учреждений и кредитных организаций в настоящее время готовы предоставлять своим клиентам широко ориентированный комплексный сервис: удаленное банковское обслуживание, выгодные карточные продукты, мобильный банкинг.
Стоит отметить, что внедрение инновационных банковских технологий на территории нашей страны затруднено в связи с отсутствием собственных аналитических подразделений и персонала достаточного уровня квалификации, который способен разрабатывать и внедрять эффективные модели, а также адаптировать решения, которые были разработаны иностранными специалистами.
Тенденции внедрения банковских технологий
На сегодняшний день можно выделить две основные тенденции при внедрении современных банковских технологий, среди которых
- строительство так называемых «финансовых супермаркетов;
- организация банковских структур узкой специализации, деятельность которых направлена удовлетворение потребностей отдельных групп клиентов.
Две описанные тенденции объединяет такой немаловажный аспект как клиентоориентированность: банковские продукты на сегодняшний день становятся ближе к клиентам как с точки зрения «оболочки», что связно с тем, что финансовые учреждения все больше заинтересованы в том, чтобы подобрать клиенту действительно подходящий продукт, так и с точки зрения гибкости, т.е. организации индивидуального подхода, в рамках которого возможна персонализация тех условий, выбор которых банковская структура готова отдать на откуп клиенту не в ущерб собственной рентабельности.
Таким образом, что в краткосрочной перспективе узкопродуктовый подход способен показать свою эффективность, а в перспективе 4−5 лет могут стать популярны мультипродуктовые предложения, тесно интегрированные с продуктами смежных областей, например, области страхования.
Например, запуск сети малоформатных подразделений позволяет банковским структурам реализовывать достаточно гибкую политику, быстро и эффективно реагируя на потребности своих клиентов: в случае недостаточного спроса со стороны клиентов подобный малоформатный офис достаточно перенести в другое место с небольшими расходами
Для банковской структуры, выступающей в роли финансового супермаркета нужна комплексная система, поддерживающая всю продуктовую линейку финансового учреждения. Для узкоспециализированной банковской структуры необходим определенный узкий перечень IT-решений. Комплексные решения используются для банков-супермаркетов или банков, которые еще не в полной мере определились со своей специализацией. Подобный подход позволяет им, не инвестируя в дорогие специализированные решения, охватывать более широкий рынок банковских продуктов, предоставлять различные услуги и по мере необходимости задействовать те или иные опции системы.
Проблемы внедрения банковских технологий и их решения
На сегодняшний день существует комплекс проблем внедрения технологий в деятельность банковских структур, в связи с чем финансовым учреждениям очень важно приложить все возможные усилия для решения следующих задач:
- сокращение затрат посредством управления производительностью процессов, что связано с тем, что внедрение современных технологий достаточно дорого обходиться финансовым учреждениям;
- сохранение текущего уровня лояльности клиентов для сохранения и дальнейшего расширения клиентской базы и объема привлеченных финансовых ресурсов;
- организация процессов сбора долговых обязательств;
- рациональная оптимизация бизнес-процессов и IT-инфраструктуры для сохранения возможности оперативного масштабирования: как «сжатия», например, при наступлении кризисных ситуация на рынке, так и расширения, например, после налаживания ситуации, либо в ходе слияний и поглощений, которые в настоящее время активно происходят в банковском секторе.
Для повышения уровня конкурентоспособности финансовых учреждений, для того, что банковским структурами удерживать лидирующее положение на соответствующем рынке, банковская структура должна на постоянной основе совершенствовать качество предоставляемых продуктов и услуг.