Общее представление о стратегии развития коммерческого банка
Стратегия развития коммерческого – это один из основных рабочих инструментов его управления. Прежде всего, она должна быть согласована с избранной высшим руководством банка концепцией развития (миссией), то есть причиной существования и функционирования кредитного учреждения.
В стратегии развития руководство банка должно сформулировать ответы на основные, принципиальные вопросы развития организации. Для этого необходимо проанализировать всю совокупность внутренних и внешних факторов, которые оказывают на условия и результаты банковской деятельности определённое воздействие. Причём особое внимание должно быть обращено временному аспекту – изучению должна быть подвержена обозримая и доступная для прогнозирования и планирования перспектива.
Полученные ответы должны быть зафиксированы в едином завершённом рабочем документе, что позволит говорить о том, что банк взял на себя обязательства по достижению отражённых в этих документах целей. Как правило, в этом документе также отражают те практические меры, реализация которых имеет существенное значение для развития банка.
Таким образом, мы можем сформулировать следующее определение.
Стратегия развития коммерческого банка – это документ, в котором утверждён генеральный план деятельности коммерческого банка на определённый период времени.
Данный документ урегулирует деятельность коммерческого банка на этапах его возникновения, становления, функционирования и выживания.
Разработка стратегии развития коммерческого банка
Коммерческий банк разрабатывает стратегию своего развития на основе принятой в банковской практике совокупности правил (стандарта). Прежде всего, стратегия развития банка должна отвечать требованиям продуманности, адекватности условий деятельности банка, качественности, индивидуальности, гибкости. Также следует согласовать её с положениями стратегий развития экономики страны и региона.
Становление и устойчивое развитие коммерческого банка может быть обеспечено только за счёт разработки качественной стратегии и её последовательной реализации. Это является одной из центральных проблем, с которыми сталкиваются банки, поскольку стратегия развития выступает фактором успешности управления.
Стратегия развития банка может быть признана качественной в том случае, если она реально используется банком. В частности, если:
- в результате действия стратегии усилия банка строго и осмысленно координируются между собой;
- обозначенные приоритеты банка согласованы со средствами их достижения;
- значительно снижена вероятность принятия банковскими управляющими неверных, а также несогласованных между собой управленческих решений;
- стратегия используется в качестве основы для контроля хода и качества деятельности коммерческого учреждения (в том числе, его менеджмента) и оценки его конечных результатов.
Потребность коммерческого банка в выработке собственной качественной стратегии развития повышается в случае наступления кризисных ситуаций, воздействия усиливающейся конкуренции, проникновения в новые для себя сферы деятельности и т.д.
Полномочия по инициации разработки стратегии развития коммерческого банка, а также её уточнении и обновлении находятся у высшего банковского руководства. В его число входят правление, его председатель и совет банка. Лица, которые выступают с подобной инициативой, должны сформулировать ключевые идеи стратегии и предложения организации работы по её разработке.
В последующем данные идеи будут последовательно обогащаться, уточняться и детализироваться. В том числе благодаря максимально полному учёту мнений и предложений структурных подразделений банка и его сотрудников, что может быть возможным, если первоначальный вариант стратегии будет предоставлен персоналу банка для ознакомления. Это является условиям для обеспечения внутреннего согласования стратегии и выбора возможностей и механизмов её реализации.
Формирование стратегии развития банка базируется на результатах аналитической работы, в рамках которой изучаются внутреннее ресурсы банка и внешняя среда организации (рынок банковских услуг и, в целом, ситуация в стране и мире). Непосредственная разработка стратегии является центральным элементом планирования, которое представляет собой составную часть общего процесса управления коммерческого банка.
Существуют три основных варианта подготовки проекта стратегии развития коммерческого банка:
- стратегия разрабатывается специалистами банка в составе специального структурного подразделения;
- стратегия разрабатывается специалистами банка совместно с приглашёнными со стороны экспертами;
- если банк не имеет в своём штате специалистов нужного профиля и уровня, то разработкой стратегии занимается приглашенная со стороны группа независимых экспертов.
Работа по разработке стратегии развития коммерческого банка может быть представлена в виде последовательности следующих этапов:
- формулировка концепции (миссии) банка, то есть модели его состояния в будущем;
- определение чётких количественных и качественных целевых ориентиров деятельности банка на определённый период времени;
- формулировка политики банка, которой указываются типы и степени допустимых рисков и описываются ожидаемые результаты;
- составление комплекса практических мероприятий (экономических, финансовых, юридических, организационных, кадровых, технологических, технических и др.), в результате которых должна быть воплощена в жизнь политика банка.
После утверждения высшим руководством банка стратегии развития её реализация должна постоянно контролироваться и оцениваться.