Основные понятия
Электронные системы удаленных платежей появились в России с первыми терминалами оплаты. Для потребителей — это наиболее удобный и выгодный способ оплаты услуг. Для банковской системы — это перспективное направление развития современного сервиса.
Банковские системы и предприятия для обычного человека являются очень сложными. Поэтому, даже повседневные платежи могут вызвать затруднения. Кроме того, сотрудники банка придумали хороший способ получения дополнительного дохода — это взымание комиссии за проведение платежа физического лица.
В среднем осуществление одного платежа через банк может обойтись клиенту от 15 до 25 рублей, а если платежек больше, то эта сумма возрастает. Оспорить данный факт и его правомерность клиенты не решаются. Поэтому они ищут альтернативные способы оплаты услуг и товаров. Ими стали платежные системы. Платежные системы прошли несколько этапов развития. Рассмотрим их более подобно.
Этапы развития платежных системами
- Первоначальный этап;
- Этап роста;
- Этап активного использования;
- Этап модернизации.
Рассмотрим каждый из этапов более подробно.
Первоначальный этап
Этап внедрения и становления платежных систем пришелся на период кризисных явлении. Повсеместно стали появляться терминалы электронной оплаты товаров и услуг. Комиссия там была существенно ниже чем при оплате через банк. В некоторых терминалах она совсем отсутствовала для стимулирования спроса.
Потребители очень быстро привыкли к удобному сервису и стали пользоваться им активно. Довольно часто возникали ситуации, что терминал насчитывал больше контрагентов чем банковское отделение. Но, постепенно комиссии банка и платежного терминала стали равными, поэтому появился новый сервис — платежи через интернет.
Рассмотрим их более подробно.
Платежи через интернет - этап роста
Платежи через интернет стали началом периода роста и активного использования электронных денег. В банковской системе появилось понятие удаленный клиент, эквивалент денежной массы, виртуальный счет.
Удаленный клиент — это клиент банка, который использует удаленные сервисы доступа к услугам банка. Эквивалент денежной массы — это виртуальные деньги, которые обозначают наполненность счета. Виртуальный счет — это визуальное обозначение реального счета в сети интернет.
Этап активного использования
Этап активного использования имеет положительный и отрицательный момент. Положительный момент заключается в том, что количество виртуальных посетителей существенно превышает количество реальных. Это означает, что нагрузка на реальные банковские отделения существенно снижена.
Отрицательный момент заключается в том, что система оказалась не готова к такому большому объему потребителей и стала давать сбои. Потребовалась модернизация.
Этап модернизации
Оценив перспективу развития электронных платежей и виртуального банкинга, многие банки стали внедрять ее у себя. Система оказалась не готова к критической нагрузке. Сбои стали происходить все чаще.
Поэтому хорошим вариантом стало введение бесконтактных платежей с мобильных устройств. Этот метод позволяет при использовании телефона или планшеты оплатить товары и услуги. Обработкой операции будет заниматься сервер, а сотрудники смогут выполнять другие виды работ. В настоящее время система только апробируется. Возможны ошибки и сбои, но пользователи оценили удобство и качество операции и готовы отказаться от стандартных электронных платежей.
В настоящее время этап модернизации еще не завершен. Многие решения пока не внедряются и находятся в тестовом режиме. Несмотря на это электронные платежи остаются востребованными и вполне возможно смогут составить хорошую конкуренцию реальным операциям.