Пластиковая карта — это карта, выпущенная банковской структурой, как правило, привязанная к расчётным счетам клиента, открытым в данном финансовом учреждении.
Проблемы развития отечественного рынка пластиковых карт
Стоит отметить, что на сегодняшний день существует достаточно большое количество проблем в развитии отечественного рынка пластиковых карт, однако, в перспективе планируется их решение.
В настоящее время одной из наиболее важных проблем рынка пластиковых карт РФ можно назвать сформировавшееся на сегодняшний день негативное отношение большинства клиентов к инновациям и нововведениям в банковском секторе в число которых входят и пластиковые карты. С наибольшей подозрительностью к банковским картам относятся представители старшего поколения – они не умеют, а многие из них и не хотят учиться пользоваться новыми средствами платежа.
Еще одним из сдерживающих факторов, который оказывает непосредственное влияние на развитие отечественного рынка банковских карт, является характерная для национальной экономики неустойчивость, что лишь в очередной раз доказывает, что денежные средства в наличной форме являются наиболее надежным активом.
Так же среди проблем в развитии рынка банковских карт РФ можно выделить тот факт, что в большинстве случае пластиковые карты используются для снятия наличных денежных средств в банкоматах. Стоит отметить, что такая проблема возникла изначально на стадии становления отечественного рынка пластиковых карт, т.к. первоначально одной из особенностей сферы пластиковых карт на территории РФ стало активное внедрение и популяризация непосредственно дебетовых банковских карт в рамках так называемых «зарплатных проектов», в отличие от Соединенных Штатов Америки, где изначально были внедрены кредитные карты.
Перспективы развития отечественного рынка пластиковых карт
Если говорить о перспективах развития отечественного рынка банковских карт в России, стоит выделить его наиболее приоритетные направления, развитие которых, в большей степени будет оказывать позитивное влияние на мотивирование потенциальных клиентов к использованию пластиковых карт в качестве средства платежа.
На первый взгляд кажется, что на территории нашей страны развитие рынка пластиковых карт в обязательном порядке должно быть включено в перечень наиболее важных государственных задач. Однако, на сегодняшний день, данная сфера в большей степени освоена коммерческими банковскими структурами и IT-организациями. Для повышения популярности использования банковских карт среди большого количества частных лиц необходимо наглядно продемонстрировать, насколько в реальности удобно использовать карты в качестве одного из инструментов платежа, для чего очень важно создать благоприятные условия. На сегодняшний день у населения (частных лиц), в отличие от корпоративных клиентов, не сформирована массовая культура использования последними новшествами в банковском секторе.
Как было отмечено ранее, большая часть пластиковых карт на отечественном рынке выпущена в рамках зарплатных проектов, т.е. их использование в большинстве случаев просто привязано к снятию наличных денежных средств. Однако, на сегодняшний день можно наблюдать тенденцию роста объемов операций с банковскими картами, но доля операций снятия наличных денежных средств по-прежнему остается на достаточно высоком уровне. Несмотря на позитивные тенденции в развитии инфраструктуры обслуживания банковских карт в рамках общего развития отечественного рынка, а именно сети торговых организаций, она не обеспечивает должным образом и в полном объеме возможности ежедневного использования таких карт для оплаты приобретённых товаров или полученных услуг. Учитывая существующую емкость отечественного рынка банковских карт, можно сделать вывод, что ситуация предопределяет необходимые направления для развития такого рынка. Таким образом в случае, когда на соответствующем рынке в недостаточно объеме присутствует взаимное стимулирование увеличение объемов выпуска банковских кар не провоцирует инфраструктуры их обслуживания.
В качестве еще одного сегмента, связанного с рынком банковских карт можно назвать телекоммуникационные платежи. За прошедшие несколько лет существенно выросло количество пользователей как мобильной связью, так и Интернетом. Однако, коммерческим банковским структурам в большей части в связи с кризисом сегмента не удалось занять достойное место в данной сфере. Большая часть телекоммуникационные фирм, особенно операторы мобильной связи, делают акцент на развитии небанковских сети расчетного обслуживания своих клиентов, осуществляя прием платежей в офисах компании или реализуя методы авансовой оплаты посредством использования сети дилеров.
Тем не менее, в соответствии с официальными статистическими сведениями отечественный рынок пластиковых карт демонстрирует стремительные темпы роста.
Отечественные банковские структуры в течение последних нескольких лет перестали ориентироваться только на экстенсивный рост, а стали обращать свое внимание и на внедрение и развития новых возможностей на рынке пластиковых карт. Так, на сегодняшний день активно учаливается доля клиентов, все чаще оплачивающих собственные покупки безналичным путем с использованием банковских карт, постепенно отказываясь от снятия наличных денег в банкоматах.
Отечественный рынок банковских карт сегодня все больше привлекает инвесторов из-за рубежа. Стоит отметить, что львиная доля всех пластиковых карт выпускается и обслуживается наиболее крупными международными платежными системами.
Если говорить о перспективах развития и совершенствования отечественного рынка пластиковых карт, можно сказать о том, что политика, реализуемая государством, в большей части направлена на активизацию использования безналичных расчетов.