Банки с государственным участием
Банк с государственным участием — это банковская структура, капитал которой частично или в полной мере сформирован за счет государственного бюджета.
На сегодняшний день можно выделить два вида государственных банковских структур: центральные банки и коммерческие финансовые учреждения с государственным участием.
На сегодняшний день государственные коммерческие банковские структуры обеспечивают реализацию эффективной государственной политики в области кредитования хозяйства, благотворно влияют на инвестиционные, посреднические и направления развития, а через них и увеличение уровня доверия клиентов. Государственные банковские структуры обслуживают системообразующие отрасли хозяйства, которые предопределяют положение государства на мировой арене, и кредитование которых является достаточно невыгодным и рискованным для коммерческих банковских структур.
Роль государственных банков в инновационном развитии
Одной из важнейших проблем развития отечественного банковского сектора можно назвать повышение его роли в социально-экономическом развитии государства, которое в значительной мере определяет успех совершенствования производства и перспективы инновационного роста. Стоит отметить, что на сегодняшний день остаются открытыми вопросы, в чем именно заключается роль банковских структур в инновационном развитии государства и в чем заключаются предпосылки его исполнения государственными банковскими структурами.
Одним из наиболее явных преимуществ банковских структур, в т. ч. с государственным участием, как основных участников отечественных финансовых рынков, можно назвать значительный финансовый потенциал. В сравнении с наиболее развитыми государствами, в которых прочие институты рынка капиталов могут на равных конкурировать с банковскими структурами по величине активов, в РФ общая величина активов негосударственных пенсионных фондов, страховых фирм, инвестиционных фондов составила на конец предыдущего года лишь порядка 6% активов банковского сектора.
При этом, стоит отметить, что в части долгосрочной перспективы они используются не в полной мере: так порядка почти 68% ресурсов негосударственных пенсионных фондов размещены во вклады, депозиты, различного рода ценные бумаги сроком до одного года.
Например, на государственные институты развития, в т. ч. Инвестиционный фонд РФ, Российскую венчурную компанию, которые в значительной мере ответственны за инновационный прогресс, приходится только порядка 3% затрат на развитие технологий и 0,2% инноваций в стране, что говорит о недостаточной эффективности исполнения ими функционала. На помощью таким структурами приходят банковские структуры, в т.ч. банковские структуры с государственным участием. Таким образом, опыт подтверждает важнейшую роль банковских структур в инновационном развитии, которые в значительной мере финансируют общественно значимые инвестиционные проекты, которые невыгодны и являются достаточно рискованными для коммерческих финансовых учреждений, а также играют роль катализатора частных инвестиций в общественно значимых отраслях, благотворно влияют на структурную трансформацию экономики.
По мнению специалистов, который базируется на зарубежном и международном опыте = стремительное продвижение РФ в сторону инновационной экономики может начаться только при реализации перехода от линейной модели инновационного развития к нелинейной, где в качестве наиболее важного фактора выступает непосредственно рынок и потребительский спрос, а не наиболее значимые направления развития национальной экономики, которые установлены на самом высоком уровне, которые в должном мере не соответствуют интересам компаний и не формируют стимулы их инновационной деятельности. Для ускорения инновационного роста на сегодняшний день необходимо мобилизовать все возможные источники ресурсов с их потенциалом при ведущей роли банковских структур, при этом преимущественно банков с государственным участием, и повышении доступности кредитов, займов для хозяйствующих единиц через государственную поддержку кредитной экспансии банков.
Ключевая роль банковских структур в инвестиционно-инновационном процессе, помимо их финансового потенциала, на который в большей части обращают внимание специалисты, предопределяется прочими преимуществами банковских структур в сравнении с другими участниками финансового рынка. Например, к группе таких преимуществ можно отнести способность банковских структур к реализации индивидуального подхода к клиентам, который базируется на выявлении и мониторинге их потребностей, возможность принятия заведомо высоких потенциальных рисков, которые непосредственно связаны с кредитованием различных инвестиционных проектов.
Стоит отметить, что банковские структуры с государственным участием могут сочетать выдачу кредитов и займов с комплексным анализом проектов и при необходимости их доработкой непосредственном на том этапе, на котором еще возможно привлечение ресурсов инвесторов и кредиторов, таким образом, именно банки кредитуют клиента под проект, тем самым способствуя улучшению структуры и формируя наиболее эффективную схему финансирования. Это связано их опытом работы, объемом накопленных и постоянно обновляемых в процессе кредитования проектов отраслевой, региональной, финансовой и других сведений, что позволяет назвать банковские структуры информированными участниками финансового рынка.
Именно банковские в силу заинтересованности в возврате выданных суд могут реально оценить итоговые результаты инвестирования, минуя существующий информационный вакуум, который связан с оценкой перспектив нововведений, и выявляя качественно подготовленные и состоятельные инновационные проекты. Таким образом, необходимо рассматривать роль банковских структур как информационных посредников, инициаторов инвестиционного процесса в экономике и банкориентированную модель управления инновационным прогрессом.