Расчётно-кассовое обслуживание
Рассчётно-кассовое обслуживание – это совокупность операций, связанных с ведением банковских счетов физических и юридических лиц.
Одним из основных направлений деятельности каждого коммерческого банка является рассчётно-кассовое обслуживание его клиентов. Как правило, именно оно является первым фактом сотрудничества кредитного учреждения с клиентами. Впоследствии, взаимоотношения по расчетно-кассовому обслуживанию в дальнейшем могут перерасти в другие формы: кредитование, предоставление банковских гарантий и т.п.
Иными словами, коммерческий банк оказывает в отношении финансовых потоков своих клиентов целый пакет услуг: их регистрацию, учёт, перерасчёт, хранение, перемещение и инкассацию. Обязательным условием для начала расчётно-кассового обслуживания является заключение между банком и физическим или юридическим лицом договора, после которого следует открытие банковского счёта.
Помимо договора регулирующим механизмом осуществления рассчётно-кассового обслуживания является действующее законодательство и нормативно-правовая база. Прежде всего, оно представлено Гражданским кодексом Российской Федерации и множеством положений и инструкций Банка России.
Характеристика разновидностей банковских счетов
Для того, чтобы имел место процесс рассчётно-кассового обслуживания, банку необходимо открыть клиентам банковские счета, которые используют для аккумуляции на них денежных средств и последующего участия в безналичном денежном обороте. Существует несколько разновидностей банковских счетов, которые отличаются друг от друга, как правило, своим целевым предназначением:
- текущий счёт – это банковский счёт некоммерческой организаций и физических лиц, которые используются для проведения расчётов в целях, не связанных с извлечением прибыли от предпринимательской деятельности;
- расчётный счёт – это банковский счёт коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, который используется для зачисления полученной выручки, осуществления расчётов с контрагентами и т.д.;
- субрасчётный счёт – это банковский счёт обособленного подразделения коммерческой организации, расположенного вне места постоянного нахождения коммерческой организации;
- корреспондентский счёт – это банковский счёт банковской организации, который открыт либо в другом коммерческом банке, либо в Центральном банк Российской Федерации;
- бюджетный счёт – это банковский счёт юридических лиц, которые в процессе своей деятельности используют средства, предоставленные им для целевого использования из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- рублёвый счёт нерезидента – это банковский счёт лица, которые ведут часть своей деятельности в Российской Федерации, но постоянно зарегистрированы и проживают в другом государстве;
- текущий валютный счёт – это расчётный счёт, который ведётся в иностранной валюте;
- транзитный валютный счёт – это банковский счёт, который предназначен для зачисления поступлений в иностранной валюте от экспорта товаров с условием обязательной продажи части этой валюты на внутреннем валютном рынке России.
Особенности рассчётно-кассового обслуживания юридических лиц
Юридические лица представлены разнообразными предприятиями и организациями. Для них главным требованием / ожиданием от рассчётно-кассового обслуживания является обеспечение оперативного и бесперебойного движения денежных потоков.
Важной особенностью рассчётно-кассового обслуживания юридических лиц является возможность проведения валютных операций, то есть банковских операций, центральный объект которых – сумма денежных средств в иностранной валюте. Специально для этого открывают валютные счета организаций (транзитный, текущий и счёт для покупки валюты). Кроме купли-продажи валюты валютное обслуживание заключается в регулировании экспортно-импортных операций.
Но еще большее значение для юридических лиц имеет проведение операций с наличными денежными средствами. Они могут быть осуществлены в различных формах: в приёме, выдаче и учёте денежных средств, а также в их перерасчёте, инкассации и эквайринге в сети «Интернет».
Особенности рассчётно-кассового обслуживания физических лиц
Коммерческие банки рассматривают расчётно-кассовое обслуживание физических лиц в качестве отдельного направления своей деятельности. Оно считается достаточно перспективным, что обусловлено большой аудиторией клиентов.
Обслуживание физических лиц, то есть населения представлено следующим перечнем услуг:
- открытие и закрытие банковских счетов для зачисления заработной платы, пенсии, пособий, стипендий и т.д.;
- выдача наличных денежных средств в кассе коммерческого банка;
- открытие и закрытие депозитов;
- начисление процентов на банковский счёт (остаток денежных средств) и на депозит;
- осуществление денежных переводов;
- осуществление банковских операций по доверенности;
- создание и выдача справок по проведенным банковским операциям;
- приём денежных средств для оплаты жилищно-коммунальных услуг, налогов, штрафов и совершения других обязательных платежей.
В настоящее время расчётно-кассовое обслуживание населения преимущественно представлено предоставлением возможностей по дистанционному управлению собственными банковскими счетами, осуществлению оплаты товаров и услуг в сети «Интернет», снятию наличных денежных средств в автоматизированных обособленных терминалах – банкоматов.