Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Расчетные операции банков, тенденции их развития

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Банковское дело / Банковские операции / Расчетные операции банков, тенденции их развития
Содержание статьи

Сущность расчетных операций банка

Определение 1

Под расчетными операциями банка понимают операции, совершаемые в рамках системы организации платежей безналичного характера как юридических, так и физических лиц по исполнению денежных требований и обязательств.

К расчетным операциям коммерческих банков относятся:

  • процедура исполнения поручений клиентов коммерческого банка;
  • оплата работ, товаров и услуг в пользу поставщиков;
  • погашение задолженности перед бюджетами;
  • погашение иных задолженностей;
  • зачисление средств на счета клиентов, поступающих от их контрагентов;
  • операции, относимые к хозяйственной деятельности самого банка;
  • внутригосударственные межбанковские расчёты и расчёты с зарубежными странами.

К перечню расчетных операций, которые осуществляют коммерческие банки, относят в первую очередь платежные операции, выполняемые по предоставлению платежных поручений, платежных требований, чеков, аккредитивов, векселей, кредитных карт. Регламент проведения такого рода операций включает в себя их документальное оформление, документооборот установленной формы, а также учет и контроль проводимых операций.

Порядок совершения расчетных операций

Замечание 1

Порядок совершения расчетных операций устанавливается Центральным Банком России. Такой порядок обязателен для предприятий и компаний любой формы собственности.

В ходе документального оформления расчётные документы должны быть приведены в соответствие с требованиями и установленными стандартами, а также содержать все необходимые реквизиты Непосредственный контроль за верностью проведения расчетов между хозяйствующими субъектами осуществляет сам коммерческий банк и его учреждения.

Готовые работы на аналогичную тему

Расчетно-кассовые центры Банка России контролируют верность и полноту проводимых расчетов (взаимную выверку счетов). Для нормального ведения расчетов банки обязаны поддерживать свои кредитные остатки на счетах в достаточном объеме. РКЦ и коммерческие банки несут полную ответственность за нарушения, допускаемые в ходе совершения платежей. Подать жалобу или иск может любой клиент банка, однако это не приведет к приостановлению ведения операций в банке, но повлечет применение штрафных санкций к банку.

Процесс проведения расчетов должен в полной мере соответствовать некоторым требованиям. К числу таких требований относятся:

  • предсказуемость;
  • надежность;
  • оптимальность сроков проведения платежных операций.

Тенденции развития банковского РКО

На современном этапе развития банковского дела процесс проведения расчетных операций сталкивается с рядом проблем, таких, как:

  • необходимость оформления дополнительных документов;
  • недостаточное техническое оснащение расчетно-кассовых центров;
  • большой объём необходимых документов;
  • возможность несанкционированного доступа к информации.

Современные системы расчётов в Центральном банке и коммерческих банков совершенствуются на постоянной основе: периодически происходит унификация форм расчетов, проводится стандартизация и типизация расчетных и платежных документов. Сейчас Центральный Банк занимается созданием электронной системы платежей, которая призвана сократить срок расчётов и снизить объем документов, оформляемых на бумажном носителе.

В последние годы экономическая обстановка ставит российские коммерческие банки перед вопросом о необходимости развития безрисковых направлений их деятельности, к которым в первую очередь и относятся расчетные и кассовые операции, проводимые в пользу клиентов. Важно отметить, что расчетно-кассовое обслуживание – довольно объемная часть банковского бизнеса. Она включает в себя широкий спектр связанных друг с другом банковских услуг и банковских продуктов. Каждый элемент РКО формируется в соответствии с требованиями конкурентной среды на рынке.

Замечание 2

На сегодняшний день отсутствуют единые стандарты расчетно-кассового обслуживания, скорее каждый банк имеет свои «изюминки», которые он считает максимально востребованными среди своих клиентов, удобными и эффективными для использования ими.

Но, несмотря на все внешние отличия в технологиях проведения расчетно-кассового обслуживания, можно утверждать, что сегодня большой вес имеет тенденция перехода от личного обслуживания клиентов к дистанционному обслуживанию. Такое направление банковского обслуживания, зародившееся еще в период господства модемно-телефонных технологий, сегодня достигает большого распространения, высоких скоростей и уровня производительности совершения платежей клиентов.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

ВАЛЕНТИНА ВИКТОРОВНА НИКИТИНА

Эксперт по предмету «Банковское дело»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис