Принципы банковского дела подразделяются на общие этические принципы и специальные этические принципы и нормы.
Общие этические принципы
- Кредитные организации должны осуществлять свою деятельность согласно следующим принципам:
- осознание профессионального долга перед своими клиентами;
- равенства участников банковских сделок, а так же уважение их прав и интересов;
- укрепления взаимодействия в банковском сообществе;
- полная открытость своей деятельности, сохранение конфиденциальности при раскрытии банковской информации;
- постоянное совершенствование корпоративного управления;
- выполнение всех своих обязательств перед клиентами;
- обеспечение высокого качества обслуживания клиентов;
- управление возможными рисками при проведении операций;
- честная конкуренция;
- активного участия в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и другим противоправным деяниям в сфере банковского дела;
- отказ от сотрудничества с юридическими лицами, вызывающими сомнение;
- взаимоуважение, взаимопомощь – основные принципы в установлении международных связей.
Действия, которые должны отсутствовать в деятельности кредитных организаций:
- нарушение действующего законодательства;
- ущемление чьих-либо прав;
- принятие участия в незаконных действиях;
- распространение сведений, подлежащих укрытию, т.е. конфиденциальные сведения;
- выполнение операций с обеспечением клиентов непредусмотренных законодательством льгот или привилегий;
- злоупотребление своим положением на рынке банковских услуг;
- нечестная конкуренция;
- осуществление любого рода давления на клиентов.
Специальные этические принципы и нормы банковского дела
Этот подвид включает в себя следующие группы принципов:
-
Обязанности кредитных организаций в отношении клиентов в процессе выполнения сделки:
- уважение, честность и открытость;
- предоставлять услуги всем клиентам, не допуская дискриминации по каким-либо признакам (например – национальность, социальное положение и т.д.);
- помогать клиенту при выборе той или иной услуги;
- своевременно и качественно выполнять свою работу;
- комиссия за предоставление банком услуг должна быть соразмерна с их качеством.
- предоставлять клиентам полную информацию о той или иной услуге;
- честность и прозрачность рекламы;
- предоставлять клиентам всю необходимую, требуемую информацию (например – выписка со счета, реквизиты, данные договора и т.д.);
- осуществлять полную безопасность и защиту полученной от клиента информации;
- всю информацию об операциях клиента раскрывать только в случаях, допустимых законодательством;
- принимать жалобы, а так же срочно реагировать на них;
- быстро и неконфликтно реагировать на возникающие с клиентами трудности.
-
Отношения кредитные организации с акционерами должны строиться следующим образом:
- полная гарантия обеспечения законных прав акционеров;
- исключение ущемления прав и интересов акционеров;
- осуществить открытость доступа акционеров к информации и деятельности кредитной организации.
-
При осуществлении своей деятельности кредитные организации обязаны:
- налаживать свои отношения с партнерами, клиентами, конкурентами на основе доверия, уважения и равноправия;
- выполнять все свои обязательства по договорам, полностью, своевременно и в полном объеме;
- находить компромиссные решения при возникновении конфликтных ситуаций между кредитной организацией и партнерами.
-
Обязанности кредитной организации в отношениях с государственными органами власти строятся по следующим принципам:
- отношения с государственными органами должны осуществляться на благо граждан, общества, государства;
- быстро и качественно выполнять все требования государственных органов;
- не допускать применения незаконных методов в решении вопросов с государственными органами власти.
-
По отношению к своим работникам кредитные организации соблюдают следующие принципы:
- не применять дискриминацию по любым признакам при решении вопросов, касающихся трудоустройства, расчетов с сотрудниками, карьерного роста и т.д.;
- не создавать такие условия труда, которые будут приносить вред сотруднику (карьерный рост, здоровье, безопасность);
- создавать заинтересованность работников в своем деле;
- выполнять все, предусмотренные законодательством, обязательства перед сотрудниками;
- уважать права сотрудников.
Все эти наборы принципов и составляют в целом принципы банковского дела.