Банковская стратегия
Стратегия банка – это комплекс наиболее значимых целей его организации и деятельности, а также вариантов подходов к их практическому осуществлению.
Вопрос разработки банковской стратегии, установления целей коммерческих банковских структур, которые стоят перед ней на том или ином этапе развития является определяющим. На сегодняшний день не существует банковских структур, перед которым не стоит какой-либо цели, т.к. выбор пути, по которому будет развиваться банковская структура является важнейшей задачей.
Ориентацию наиболее стратегических целей, определяемые миссией коммерческой банковской структурой, можно условно разделить 2 составляющие:
- внешняя ориентация, в рамках которой наиболее важными являются приоритеты конкурентной стратегии;
- внутренняя ориентация, в рамках которой наиболее важными являются приоритеты стратегии управления своей деятельностью.
Если говорить об общей стратегии развития банковской структуры, то можно выделить следующие ее элементы:
- стратегия конкуренции;
- финансовая стратегия;
- стратегия в отношении кадровой политики;
- стратегия обеспечения безопасности и т.д.
Особенности формирования стратегии коммерческого банка в современных рыночных условиях
На сегодняшний день наиболее популярны следующие подходы к формированию стратегии банковской структуры:
- Традиционный подход. В рамках данного подхода стратегия банковской структуры разрабатывается его сотрудниками под руководством руководителя финансового учреждения (или собственника). Стоит отметить, что подобный поход наиболее часто реализуют небольшие коммерческие банковские структуры;
- Конкурсный подход. В рамках данного подхода разрабатывается несколько альтернативных вариантов путей развития финансового учреждения, после чего собственниками выбирается наиболее подходящий, который и реализуется разработчиком. Стоит отметить, что данный подход подходит в большей части вновь создаваемым банковским структурам;
- Интегрированный подход. Данный подход наиболее подходит для реорганизуемых финансовых учреждений. В рамках подобного подхода стратегия разрабатывается как силами руководителей основных базовых направлений банковской структуры, так и сторонними разработчиками разрабатывается автономные разделы стратегии, которые в дальнейшем интегрируются разработанную целостную стратегию с учетом общей миссии финансового учреждения.
В настоящее время существуют несколько вариантов формирования стратегии банковской структуры.
Например, для вновь формируемой банковской структуры наиболее характерны заниженный уровень реалистичности стратегии из-за отсутствия непосредственного опыта работы в современных рыночных условиях, таким образом, меньшая вероятность успешной реализации такой стратегии, лучшие возможности для внедрения новейших инноваций стратегического управления из-за отсутствия каких-либо ограничений, которые были сформированы за весь период функционирования банковской структуры– целевая аудитория, кадры, внутренняя организация и т.д., и как следствие, в случае успешной реализации выбранной стратегии возможно получение более хорошего итогового результата;
Для уже функционирующей банковской структуры, которой требуется корректировка ранее избранной стратегии характерны достаточно высокий уровень консервативности из-за наличия каких-либо ограничений, которые были сформированы за весь период функционирования банковской структуры за всю историю – целевая аудитория, кадры, внутренняя организация и т.д. и, как следствие, ограниченный итоговый результат, большая реалистичность стратегии из-за наличия непосредственного опыта работы в современных рыночных условиях , и, как следствие, высокая вероятность успешной реализации стратегии.
Стоит отметить, что отраслевая специфика стратегии предполагает более высокий уровень:
- гибкости, которая предполагает способность к оперативной адаптации, учитывающей неустойчивость современных финансовых рынков;
- зависимости от реализуемой государством финансовой политики, которая на сегодняшний день предполагает достаточно жёсткий надзор и централизованное регулирование банковской деятельности;
- зависимости от колебаний макроэкономической ситуации;
- зависимости от степени организационно-управленческой культуры банковской структуры (инновационной применяемых технологий, качество управления кадрами и т.д.).
В рамках отечественной банковской структуры можно также выделить некоторые особенности стратегии банковских структур, а именно:
- трудоемкость формирования долгосрочной стратегии из-за неустойчивости макросреды, ненадежности финансовой политики государства (например, отсутствие понимания, какой будет уровень инфляции, валютный паритет и т.д.);
- в значительной мере ограниченная масштабность формируемой стратегии из-за недостаточности исходного ресурсного обеспечения у большей части банковских структур;
- высокая вероятность ошибок в ходе формировании и реализации избранной стратегии из –за отсутствия продолжительного опыта функционирования на рынке.
Миссия банковской структуры
Миссия банка – это сверхзадача, которая отличает его от конкурентов.
Можно выделить следующие требования к формированию миссии банка:
- учет реального потенциала банковской структуры;
- недопустимость ориентации лишь на получение максимальной прибыли для собственников банковской структуры, что грозит неизбежным ухудшением его перспективных рыночных позиций;
- необходимость формализованного закрепления миссии финансового учреждения в соответствующей документации программного характера (в противном случае между основными собственниками банковской структуры могут возникнуть конфликты уже в процессе реализации лишь устно согласованной миссии).