Основы организации безналичных расчётов в коммерческом банке и их главные формы
Безналичные расчеты — это платежи, которые осуществляются без использования наличных денег, путем перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях либо зачётов взаимных требований
Коммерческие банки, которые осуществляют свою профессиональную деятельность на территории Российской Федерации, обеспечивают введение безналичных расчётов на основе действующей в стране законодательной и нормативно-правовой базы. В частности, они руководствуются документами, которые утверждены Центральным банком – органом, уполномоченным на обеспечение денежного обращения в стране и организацию национальной платёжной системы.
Отношения в части ведения безналичных расчётов урегулированы Положением, которое было принято Банком России в 2012 г. (N 383-П). Этим документом установлены правила осуществления на территории Российской Федерации переводов денежных средств, в том числе, в рамках утверждённых законодателями форм безналичных расчетов.
На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих форм безналичных расчетов:
- платежными поручениями;
- по аккредитиву;
- инкассовыми поручениями;
- чеками;
- прямое дебетование, то есть перевод денежных средств по требованию получателя средств;
- перевод электронных денежных средств.
Выбор в пользу той или иной формы расчётов совершают плательщики и получатели денежных средств по своему усмотрению с учётом условий заключённого между контрагентами (в том числе, банка) договора. Плательщиками и получателями денежных средств могут выступать как физические лица (включая индивидуальные предприниматели), так и юридические лица.
Особой категорией получателей средств являются их взыскатели, которыми в большинстве случаев выступают налоговые органы и органы принудительного исполнения. Взыскатели направляют в коммерческий банк распоряжения об осуществлении перевода взысканных денежных средств.
Распоряжения взыскателей и других клиентов, которыми инициируется осуществление безналичных расчётов, направляются в коммерческий банк в традиционной форме (то есть составленными на бумажных носителях). Но в последнее время с распространением новых информационных технологий и в целях уменьшения издержек и затрат времени на документооборот всё чаще во взаимоотношениях с банками используются электронные документы.
Безналичный расчёт может осуществляться коммерческими банками как по банковским счетам (с них списываются денежные средства), так и без открытия таковых (принимаются наличные денежные средства или уменьшается остаток электронных денежных средств). И в том, и в другом случае денежные средства могут быть зачислены на банковский счёт получателя, выданы ему в наличной форме или переведены в качестве электронных средств.
Как правило, в осуществлении безналичных расчётов принимают участие банк плательщика денежных средств и банк получателя денежных средств. При этом нет никаких ограничений, чтобы эти роли исполнял один и тот же коммерческий банк. Однако денежные средства могут быть переведены при участии третей кредитной организации (так называемого, банка-посредника).
Особенности приёма и исполнения распоряжений о совершении безналичных расчётов
Процессы приема коммерческими банками к исполнению распоряжений об осуществлении перевода денежных средств представлен следующими контрольными процедурами в отношении распоряжений:
- удостоверение прав распоряжения денежными средствами м использования электронного средства платежа – осуществляется коммерческим банком посредством проверки наличия и соответствия собственноручной подписи, оттиска печати, электронной подписи;
- контроль целостности – осуществляется коммерческим банком через проверку неизменности реквизитов;
- структурный контроль – осуществляется коммерческим банком через проверку установленных реквизитов и максимального количества символов в них;
- контроль значений реквизитов – осуществляется через проверку допустимости и соответствия значений реквизитов;
- контроль достаточности денежных средств – определяется исходя из остатка средств, которые находятся на банковском счете плательщика, и с учетом сумм средств, в отношении которых подтверждена возможность исполнения распоряжения клиента об осуществлении безналичного расчёта.
Процедуры приема коммерческим банком к исполнению распоряжений могут завершиться как положительным, так и отрицательным результатом. Если результат отрицательный, то банк не принимает распоряжение к исполнению, аннулирует его и, оформляя обязательными реквизитами, возвращает его отправителю с указанием причин возврата.
При положительном результате банк принимает распоряжение к исполнению, о чём информирует его отправителя. В случае необходимости коммерческий банк единожды может подтвердить положительный результат. При этом у отправителя распоряжения остаётся право до его исполнения отозвать поданное распоряжение в форме подачи заявления.
Процессы исполнения коммерческими банками распоряжений об осуществлении перевода денежных средств состоят из таких процедур, как:
- исполнение распоряжений в установленном порядке;
- частичное исполнение распоряжений (в случае подачи плательщиком частичного акцепта);
- подтверждение банком исполнения распоряжений в форме направления плательщику извещения о списании средств, а получателю - извещения о зачислении средств.