Понятие контроллинга в банковской системе
Контроллинг а банковской системе – это часть управления банковской деятельностью, которая предусматривает все возможные варианты развития такой деятельности.
В частности, контроллинг в банковской системе обеспечивает планирование деятельности банка с учетов влияния множества факторов, как внутренних, так и внешних.
Основными задачами контроллинга банковской деятельности являются следующие.
- Построение банковской инфраструктуры с направлением управления доходностью банка. То есть, вся система контроллинга должна быть организована с ориентиром на прибыльность банка.
- Организация учета и анализа специфических банковских элементов деятельности.
- Исполнение функции банковского менеджмента. В частности, контроллинг в банковской деятельности должен содержать: портфельный менеджмент, анализ структуры банковского баланса.
Выполнение последней задачи раскрывает отличие контроллинга в банковской деятельности от других объектов контроллинга.
Факторы, влияющие на специфику контроллинга в банковской деятельности.
Учитывая специфичность самой банковской деятельности в отличие от производственных и прочих предприятий, при построении системы контроллинга в банке, необходимо учитывать влияние множества различных внешних и внутренних факторов.
Прежде всего, на построение системы контроллинга влияют следующие.
- Денежная политика любого банка определяется центральным банком государства.
- Все финансовые операции построены на доверительных отношениях между сторонами (например, предоставление кредитов), что должно быть учтено при анализе и прогнозе рисков в системе контроллинга.
- Банковская деятельность строго контролируется со стороны государства, что выражается во множестве специфичных нормативно-правовых актах, которые регламентируют деятельность банка. Кроме того, в банковской деятельности существует множество ограничений.
Учитывая, что основой дохода любого банка, являются процентные доходы, при построении системы контроллинга – необходимо ориентироваться на операции, которые связаны с получение процентного дохода. То есть, контроллинг должен содержать методы и инструменты расчета и управления процентными доходами банка.
В банковской деятельности особое место в структуре издержек занимает оборудование и издержки на персонал. Во-первых, в банках используется множество различной вычислительной техники и труд высокооплачиваемых специалистов по узким специальностям (например, банковский аналитик). На данных издержках экономить нельзя, так как это престиж и финансовая стабильность банка и это необходимо учесть при построении системы контроллинга.
Для развития банковской деятельности направление должно быть не на сокращении издержек, а на стремление к предоставлению широкого спектра услуг, за счет которых прибыль банка будет возрастать. Поэтому система контроллинга в банковской деятельности содержит инструменты и методы разработки инновационных продуктов, которые можно будет в будущем успешно реализовать. Особенно это приобретает актуальность в условиях жесткой конкуренции в банковской сфере.
Дуализм в услугах, которые предоставляются банками. В данном случае идет речь о стоимостных и физических аспектов предоставления услуг. Например, переводы по расчетным счетам не требуют прямого участия работника банка, так как существующая система клиент-банка позволяет клиенту самостоятельно переводить денежные средства. Конечно, такая система также обслуживается персоналом банка, но это несколько работников, которые обслуживают сотни тысяч клиентов. Физические аспекты проявляются в таких операциях, как индивидуальная консультация специалиста банка, или выдача кассиром денежных средств. В данном случае для контроллинга берется в расчет рабочее время одного работника, потраченное на одного клиента.
Так, с учетом специфики банковской деятельности – строится система контроллинга в банке.