Необходимость инноваций в банковской сфере
Деятельность кредитных организаций на современном этапе развития банковской деятельности характеризуется высоким уровнем внедрения инноваций, причем значение имеют как собственные разработки, так и адаптация и внедрение инноваций из других отраслей экономики.
Предпосылками развития инноваций в банковской сфере являются: рост конкуренции на рынке банковских услуг; снижения доверия к кредитным организациям и их деятельности и безопасности; расширение потока информации в связи с увеличением количества банковских услуг; необходимость ускорения процесса оказания банковских услуг.
В качестве основных катализаторов разработки банковских инновационных технологий выступают три фактора, к числу которых следует отнести:
- во-первых, процессы глобализации, протекающие на мировых финансовых рынках и в сфере банковских услуг;
- во-вторых, рост конкуренции, как в банковской сфере, так и между банковским и небанковским секторами экономики;
- в-третьих, мировой финансовый кризис.
Банковская инновационная технология – это новая форма банковского продукта или операции представляющая собой окончательный результат деятельности банка в области инноваций.
Банковской инновационной технологией является инновация результат инновационной научно-технической деятельности кредитной организации, воплотившейся в новой или усовершенствованной услуге (продукте), способной удовлетворять потребности клиентов банка на новом более качественном уровне.
Стремление банков к инновационной деятельности объясняется новыми условиями существования общества и его развития, изменением потребностей индивида и ускорением экономических процессов в целом.
Современный клиент банка предъявляет е его деятельности ряд требований, к числу которых следует отнести:
- простоту и доступность поиска информации о банковских услугах и продуктах;
- доступность помощи сотрудников банка в любое время и любыми способами (посредством телефонной связи, связи через Интернет или через посещения отделения банка);
- обеспечение возможности переключения каналов при оформлении банковской услуги или продукта, к примеру, при совершении платежа с персонального компьютера наличия возможности завершения транзакции посредством применения мобильного устройства;
- ожидание одинаковой стоимости банковских услуг и продуктов при их получении через любые каналы связи;
- обеспечение доступности банковских счетов со всех устройств;
- наличие возможности оплаты покупок, платежей и переводов посредством мобильных устройств;
- безопасность, высокую скорость и низкую стоимость банковских операций;
- наличие оперативной, доступной и простой обратной связи кредитной организацией.
Вся это и определяет инновационный путь развития кредитных организаций.
Безналичные расчеты как главная инновация в банковской сфере
Развитие системы банковских безналичных расчетов является приоритетным с точки зрения инноваций направлением деятельности кредитных организаций. В основу развития безналичных расчетов заложены следующие предпосылки:
- во-первых, неудобство изначально используемых наличных денег, громоздких в обращении, затрудняющих перемещение и подлежащих износу;
- во-вторых, необходимость ускорения хозяйственных процессов, в том числе расчетных операций;
- в-третьих, необходимость сокращения издержек обращения.
Правовая основа современного безналичного обращения закладывается на уровне законодательства и банковских правил, определяющих состав прав и обязанностей субъектов расчетных отношений. Перевод денежных средств от одного контрагента другому осуществляется только оформлением расчетных документов, причем в обязательном порядке по поручению или с согласия плательщика (исключение составляют исполнительные документы, выполняемые в безакцептном порядке).
Суть безналичных расчетов заключается в осуществлении системы записей на счетах участников расчетов без физического перемещения денежных средств.
Инновационную основу развития безналичных расчетов составляют технологии Digital, применяемые для формирования сервисов дистанционного обслуживания банковских клиентов.
Основными характеристиками технологии Digital являются: высокая скорость; прозрачность совершенных операций, подлежащих отслеживанию; обеспечение простоты взаимодействия.
Применение данных технологий создает комфортные условия для клиентов банка, а их полезность для банков выражается в снижении расходов. Кроме того, банки освобождаются от выполнения рутинных и давно отработанных операций и могут сосредоточить усилия на разработке и внедрении сложных банковских продуктов.
Основной тенденцией применения Digital-технологий является перемещение банковских сервисов на мобильные площадки, то есть в планшеты, смартфоны, умные часы и прочее. В результате развитие получили такие инновационные банковские технологии как мобильные банковские приложения, обеспечивающие возможность дистанционного совершения платежей, перемещения средств между счетами и картами клиента, получения кредитов и прочего.
Последние годы характеризуются предоставлением банковским клиентам возможности оплачивать товары и услуг с помощью смартфонов, которые посредством технологии NFC наделяются свойствами банковской карты, в результате чего реализуется принцип бесконтактного безналичного расчета.
Еще одним инновационным направлением является развитие мессенджеров как нового канала обслуживания.
Естественно, что быстрое развитие инноваций порождает ряд проблем в работе банков, требующих решения. На сегодняшний день не все мобильные и интернет-приложения банков достаточно безопасны, удобны и функциональны. В связи с этим банки сохраняют колл-центры, способные оказать помощь клиентам, когда возможности автоматизированных ботов исчерпаны.