Национальная платежная система РФ
Национальная платежная система России (НПС) — это группа операторов по переводу финансовых ресурсов (в том числе в части е-коммерции), банковских платежных агентов/субагентов, различного рода платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры.
Субъекты и различные инструменты, с применением которых реализуется перевод денежных средств, входят в состав структуру НПС.
Платежная система РФ представляет собой некоторый канал взаимообмена, который реализует экономические возможности субъектов расчета. При отсутствии оптимизации НПС реализуемые изменения не силах охватить все народное хозяйство страны. Для России это имеет значимость, так как именно оптимизация НПС выступает в качестве основной проблемы реформирования национальной экономики в рамках перехода к рыночной модели экономики.
Стоит отметить, что платежная система не является одним юридическим лицом. НПС представляет собой объединение юридических лиц, которые связаны между собой некоторыми обязательственным договоренностями.
Среди основных задач и целей функционирования платежной системы России можно выделить следующие:
- гарантия стабильности национальной валюты (российского рубля);
- использование субъектами процессов непосредственно отечественной платежной инфраструктуры, без передачи каких-либо сведений зарубеж;
- регулирование деятельности операторов, входящих в НПС, для обеспечения ее прозрачности.
Также платежная система РФ сформировала некоторые требования в отношении иностранных платежных систем, которые функционируют на территории РФ. Таким образом, после утверждения и обнародования соответствующих законодательных актов, иностранные операторы в обязательном порядке должны быть зарегистрированы на территории и РФ и реализовывать свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.
В рамках национальной платежной системы функционируют системы расчетов, в состав которых входят:
- система срочных платежей в электронном виде, включающая в себя реализацию расчетов в режиме 24/7 и на территории всего государства;
- система внутренних электронных расчетов, которые функционируют непрерывно в режиме реального времени;
- система межрегиональных электронных расчетов;
- системы расчетов с использование авизо, которые могут применяться без привязки к определенной территории;
- ряд установленных расчетных механизмов для отдельных субъектов Федерации и филиалов Центрального Банка России.
Комплекс расчетных механизмов, в полной мере обеспечивающих осуществление платежей согласно принятого графика по местному времени в девятичасовых поясах, формируют региональную компоненту платежной системы РФ.
В состав участников платежной системы РФ входят:
- банковские структуры, финансовые и различные кредитные учреждения;
- Федеральное казначейство и его обособленные подразделения и филиалы;
- ряд других клиенты Центрального Банка РФ.
Банковские расчетные счета открывают клиентам в филиалах расчетной сети Центрального Банка РФ. Для идентификации участников НПС ЦБ РФ применяются различные справочные данные, представленные в виде справочников, а именно:
- БИК РФ, который применяется структурными подразделениями ЦБ РФ и банковскими структурами, финансовыми учреждениями и их филиалами;
- БЭСП, который применяется в отношении клиентов и структурных подразделений Центрального банка России– участников системы БЭСП;
- локальные справочники, которые применяются в платежной системы ЦБ РФ для всех клиентов.
Модели организации и механизмы деятельности НПС
На сегодняшний день специалисты выделяют три основных модели организации платежных систем, а именно:
- свободная;
- государственно-частная;
- государственная корпорация.
Стоит отметить, что в каждой из этих моделей предполагается различная степень участия государственного аппарата управления и его роль в формировании тактик и управленческих механизмов их осуществления.
Так называемая «свободная» модель базируется на частной инициативе и или вовсе не предусматривает внимания и активного вмешательства со стороны государственной власти в вопросы развития массовых безналичных расчетов и использования карт в области социальной поддержки населения, или ограничено лишь неким рамочным участием.
Среди достоинств данной модели можно выделить:
- отсутствие государственных расходов;
- достаточный уровень свободы рынка и высокая степень конкуренции;
- развитие и эффективная тарифная политика, которая обусловлена рыночным давлением и т.д.
Среди недостатков данной модели можно выделить:
- невозможность реализации государственной политики и важных социальных проектов;
- низкая степень охвата широких слоев населения и концентрация усилий лишь на доходных в бизнес-отношении сегментах рынка;
- монополия на рынке международных платежных систем и т.д.
Формирования НПС в рамках модели государственной корпорации является также достаточно распространенной моделью развития, которая имеет как преимущества, так и недостатки.
К достоинствам такой модели можно отнести то, что некоммерческий характер государственных корпораций в полной мере обеспечивает учет государственных и общественных интересов, т.к. при реализации такой модели весь доход направляется исключительно на цели, ради которых такой доход был сформирован. Стоит отметить, что государственные корпорации имеют право реализовывать предпринимательскую деятельность как полноправный участник рынка. Однако, стоит отметить и ограничения данной модели, которые связаны с достаточно высокими затратами на формирование технической платформы НПС. Также стоит о опыт государств, которые пытаются реализовывать данную модель. В таких странах темпы развития таких структур ниже, чем среднерыночные, а качество услуг неудовлетворительно.
Государственно-частная модель представляет собой некую золотую середину между вышерассмотренными моделями, в связи с чем является наиболее эффективной.