Факторинг
Факторинг (в переводе с английского посредник) – это один из видов торгово-комиссионных сделок, который сочетает в себе кредитование рабочего капитала экономического субъекта-клиента. Факторинговые операции связаны непосредственно с неоплаченной клиентами расчетной документацией.
Стоит отметить, что факторинговые сделки на сегодняшний день относятся к достаточно рискованным, но при этом высокодоходным видам банковской детальности, являются эффективным инструментом банковского маркетинга, одной из важнейших форм интегрирования финансовых сделок.
Факторинговые операции наиболее популярны странах с развитой или развивающейся рыночной экономикой, при этом такие операции осуществляют специализированные фирмы, тесно взаимосвязанные с коммерческими банковскими структурами (например, являются их дочерними фирмами). Традиционные факторинговые операции непосредственно в том виде, в каком они реализовывались в западной Европе, базируются на коммерческом займе, представленном в форме отсрочки платежа за приобретенную продукцию.
В схеме факторинговых операций задействованы три участника, а именно:
- фактор – банковская структура или специализированная факторинговая фирма, которая выступает в качестве агента (посредник);
- поставщик;
- покупатель.
Опыт европейских государств продемонстрировал, что применение факторинговых операций является достаточно эффективным инструментом для небольших и средних экономических субъектов, а также хозяйствующих единиц, только начинающих свою деятельность, т.е. для субъектов, которые имеют перспективы увеличения объемов производства и сбыта, но при этом испытывающие недостаток денежных средств из-за предоставляемых отсрочек платежа.
В качестве базы факторинговой сделки выступает покупка банковской структурой платежных требований поставщика на поставленную продукцию и передача поставщиком банковской структуре права требования платежа с покупателя такой продукции. Именно в связи с этим факторинговые сделки также называют кредитованием продаж или предоставлением факторингового займа поставщику.
Таким образом, суть факторинговой сделки заключается в том, что экономический субъект №1 (поставщик) предъявляет экономическому субъекту №2 (покупателю) платежную документацию, при этом акцентируя внимание на том, что денежные средства поступят на расчетный счет факторинговой организации. При этом такой организации в обязательном порядке представляется один экземпляр документов, опираясь на которые он осуществляет перечисление денежных средств со своего расчетного счета на счет экономического субъекта №1, помимо этого факторинговая организация контролирует своевременность получения денежных средств от покупателя. Стоит отметить, при возникновении просроченной дебиторской задолженности по платежам сверх установленного соглашением о расчетах через факторинг срока банковская структура имеет право прибегнуть к регрессу, который представляет собой переуступку прав требований, тем самым восстанавливая их величину с расчетного счета клиента на счет факторинга.
В настоящее время в зарубежных странах факторинговые сделки характеризуются достаточно быстрой оплатой (в срок не более 1-3 р. д.) значительной части (до 85% от общей сумму) дебиторской задолженности клиента.
Форфрейтинг
Форфейтинговые операции – это операции по покупке задолженности, которая выражена в оборотной документации, у кредитора на безоборотной основе.
Таким образом, суть форфейтинговой операции заключается в том, что покупатель долга (называемый форфейтером) принимает на себя обязательство об отказе - форфейтинге - от обращения регрессивного требования к кредитору даже при невозможности взыскания задолженности. Стоит отметить, что в таком случае приобретение оборотного обязательства непосредственно связано с предоставлением скидки или дисконта.
Наиболее часто форфейтинг применяют в следующих сделках:
- в финансовых: для обеспечения оперативной реализации долгосрочных финансовых обязательств;
- в экспортных: для обеспечения поступления денежных средств экспортеру, который предоставил займ зарубежному покупателю.
Наиболее популярными оборотными документами, которые могут использоваться в качестве форфейтинговых инструментов, можно назвать векселя. Стоит отметить, что в качестве подобных инструментов могут быть использованы и прочие виды ценных бумаг, однако, важным условием является необходимость содержания в таких бумагах исключительно абстрактного обязательства.
Форфейтинговые сделки требуют особой подготовки, в связи с чем выделяют следующие этапы подготовки форфейтинговых сделок:
- Инициация сделки. В качестве инициаторов подобных операций могут выступать либо экспортер, либо импортер, однако, наиболее популярной является ситуация, когда в подобной роли выступает экспортер либо его финансовое учреждение.
- Установление характера сделки. Форфейтер в обязательном порядке для себя должен установить характер сделки, т.е. определить, с какими именно ценными бумагами он будет работать: с финансовыми или товарными.
- Сбор прочей информации.
- Осуществление кредитного анализа. После сбора необходимого пакета документации для осуществления сделки, форфейтер в обязательном порядке проводит кредитный анализ. Т.к. большая часть подобных сделок реализуется банковскими структурами, то кредитный анализ является обязательным этапом.
- Оформление сделки. После достижения предварительной договоренности о сделке, форфейтер посылает документы с предложением экспортеру, который, в свою очередь, должен письменно подтвердить свое согласие. Форфейтер также перечисляет документы, с которыми ему необходимо ознакомиться до того, как он приступит к дисконтированию векселей. Знакомство с такой документацией должно дать ему возможность убедиться в том, что сделка будет реализована.