Особенности банковского обслуживания в современных условиях
Быстрый прогресс в банковском бизнесе тесно связан с инновациями и информационными технологиями произошедшими в международном финансовом секторе. Развитие телекоммуникационных технологий позволили электронное банковское обслуживание разделить на три направления:
- Систему «Клиент-банк»;
- Мобильный банкинг (WAP-банкинг);
- Интернет-банкинг.
Иерархию электронного банковского обслуживания можно представить на рисунке ниже.
- Первоначальная фаза представлена системой «Клиент-банк» и предназначена для корпоративных клиентов.
- «Домашний банкинг» является второй ступенью и используется для обслуживания физических лиц.
- Третья фаза предполагает, что клиент имеет возможность использовать тональный телефон, с его помощью производить переводы (WAP-банкинг).
- Основываясь на глобальную сеть Интернет – высшую фазу развития – начинает функционировать Интернет-банкинг.
Более подробно остановимся на основных технологических различиях электронных систем банковского обслуживания.
Homebanking (Домашний банк) – предусматривает осуществление обслуживания и вдомашних условиях, и на рабочих местах. Эта система включает:
- «Клиент-банк» – для юридических лиц;
- «Домашний банкинг» – для обслуживаниянаселения.
Несмотря на прогрессивность системы «Клиент-Банк», она постепенно заменяется новыми технологиями. Развивая Интернет-технологии, можно использовать сложные многопользовательские сетевые приложения, что приводит к революционному изменению в построении такой системы как «Банк-Клиент».
Данная форма предусматривает некоторые стандартные механизмы построений произвольной многопользовательской системы. Применяя данную технологию для построений систем «Банк- Клиент» позволяют создавать комплексы, практически, свободные от недостатков программного обеспечения предыдущих поколений. Основные отличительные моменты данной технологии представлены следующим:
- конечные пользователи работают только со стандартными программами – браузерами; у них нет никаких специализированных программного обеспечения;
- взаимодействия Web-сервера с браузерами клиентов производятся по сети Интернет с помощью передачи HTML-страницы, в которой и заложены необходимые параметры функционирования систем.
- установка программ. Клиенты могут осуществлять деятельность в системе на любых компьютерах, подключенных к Интернету, с установленными браузерами. Для функционирования программы не требуется устанавления никаких дополнительных программных видов обеспечения. Клиенты могут свободно перемещаться по городам или странам и взаимодействовать с «Банком-Клиентом» при условии наличия Интернета;
- смена версии. Проблема смены версии при данном построении систем отсутствует. Изменения функциональности или дизайнерского оформления WEB-серверов не влияют на работу и клиенты начинают производить операции с новыми версиями систем;
- безопасность. Данные проблемы стоят всегда, но при использовании открытой сети Интернета, острота их во много раз возрастает. Проблемы безопасности являются общими для банковского бизнеса в мировом масштабе при использовании Интернет в своей деятельности.
Преимущества и недостатки современного банковского обслуживания
Оценивая положительные и отрицательные стороны новых технологий, можно сказать, что разрабатывая банковское программное обеспечение, предлагается система Банк-Клиент на основе Интернет технологии. «Интернет Банк-Клиент» активно используются для подключений гражданам. Банк использует «Интернет Банк-Клиент» вместе с реализацией стандартной системы. Стандартная система «Банк-Клиент» используется, обычно, для клиента, не имеющего выхода в Интернет.
WAP-банкинг – это проведение банковского обслуживания при помощи мобильных телефонов или ноутбуков применяя технологию беспроводных доступов (WirelessApplikationProtokol). Такие технологии позволяют передать информацию нескольких сайтов, которые поддерживают WAP (например, Yahoo и др.), на мобильный телефон и совершать отдельные операции. Они позволяют владельцам отдельных модификаций мобильных телефонов входить в Интернет сразу же с телефона без дополнительных средств, использовать приложениям с помощью встроенных в телефоны или в SIM- карты браузеры. Несмотря на то, что потенциальные возможности WAP-банкинга высокие, но рассматривать его широких объёмах пока невозможно. Это связано с недостаточной популярностью доступа к данным через WАР-протоколы среди обладателей сотовых телефонов, неудобством работы с wap-сайтами, вызываемыми небольшой величиной дисплея мобильных телефонов.
Возрастание интереса клиентов банков к переводу средств через Интернет-технологии привело банковское обслуживание к модификации существующих форм безналичных расчётов, и, следовательно, начинает функционировать Интернет- банкинг.