Понятие информационного сектора в экономике
Современная экономическая система обычно строится на принципах рыночных отношений. Они предполагают свободу хозяйствующих субъектов, независимость форм собственности, самостоятельное распоряжение своими прибылями и доходами. Для рынка характерна конкуренция и равновесное ценообразование. Сейчас большинство развитых стран переживает переход к постиндустриальному обществу, где основными товарами становятся знания и информация. Широкое распространение высоких технологий в сфере компьютерной и телекоммуникационной техники дало мощный толчок для преобразования экономических процессов в обществе.
Сейчас в отдельную область выделился сектор информации, который включает в себя:
- создание научной и технической информации;
- ее обработку;
- создание средств производства в информационной сфере;
- создание предметов потребления (компьютеры, средства связи).
Доля этого сектора в экономике многих стран постоянно увеличивается. В настоящее время рынок информационных услуг является сложной сетью взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, а именно, производителями, продавцами и покупателями данного типа услуг. Основу сектора представляют производители программных продуктов, большая часть которых принадлежит к научно-техническим компаниям.
Отличительной особенностью информационной экономики становится использование инновационного предпринимательства, информационного инжиниринга, а также автоформализации хозяйственных процессов. Она дала начало таким видам деятельности, как электронная торговля, удаленная организация и проведение биржевых сделок и банковских операций. Кроме того, специфика ведения бизнеса способствовало появлению новых профессиональных направлений, а также позволила части сотрудников работать удаленно. Некоторые из них оказывают трудовые услуги сразу нескольким работодателям.
Благодаря информационным технологиям ускорились процессы проведения различных сделок. Теперь территориальное расположение субъекта хозяйствования не играет особой роли. Однако, резко повысился риск мошенничества, увеличилась доля Интернет-преступности, а также у некоторых государств и корпораций появилась возможность монополизации части мирового информационного рынка.
Банковские информационные системы
Банковская система страны представляет собой часть финансового рынка, где поддерживаются кредитно-денежные отношения между хозяйствующими субъектами. Здесь индивид или предприниматель может разместить собственный капитал, а также получить ссудный капитал на условиях срочности, платности и возвратности. Банк является коммерческим объектом хозяйственной деятельности, имеющий право на оказание финансовых услуг. При этом он не может производить продукцию или совершать какие-либо другие сделки, кроме финансовых.
Сущность банковской системы сводится к построению сложной системы экономических бизнес-процессов, требующих особого подхода с точки зрения безопасности, риск-менеджмента, а также временных промежутков и скорости обработки информации. Еще одной составляющей является банковская тайна и конфиденциальность данных клиентов. Информационные технологии в банковском деле показали себя, как наиболее оптимальный вариант организации внутреннего функционала. Они смогли повысить скорость движения информации, а также укрепить безопасность данных.
Информационная система в банковском деле представляет собой совокупность всех средств и технологий, используемых кредитно-денежной организацией для автоматизации внутренних процессов.
Эти технологии включают в себя две составляющие:
- автоматизацию управления банком (анализ, планирование, учет, контроль, организация, внесение корректировок и так далее);
- автоматизацию банковских операций (обслуживание счетов и вкладов, проведение межбанковских расчетов, поддержка услуг кредитования, проведение валютных, фондовых и других операций).
Автоматизация банковской системы позволяет повысить уровень обслуживания клиентов, сократить расходы за счет информатизации части процессов, интегрировать элементы банковского обслуживания в общую систему, а также значительно увеличить скорость совершения любых операций.
Технологический состав банковских информационных систем
Хотя большинство банковских услуг стандартизированы и требуют наличия государственной лицензии на их осуществление, все равно каждый банк имеет свои особенности и специфику построения внутренних бизнес-процессов. Для удобства производители программного обеспечения создают продукты, состоящие из модулей. Обычно они объединены вокруг единого финансового ядра. Каждый покупатель системного продукта может выбрать необходимый для его деятельности набор модулей.
Каждый из элементов информационной банковской системы обслуживает свою часть операций, например:
- расчетно-кассовое обслуживание;
- документооборот;
- межбанковские расчеты;
- дистанционное обслуживание;
- операции с картами;
- операции в филиалах банка и так далее.
Основные принципы, которые необходимо соблюдать при разработке и внедрении банковских информационных продуктов заключаются в следующем. Важно сохранять комплексный подход при создании отдельных модулей, который позволит поддерживать единое информационное пространство и общую базу данных. Модульное построение дает возможность вносить разнообразие в сферу услуг, добавляя новые компоненты. Еще одним принципом является надежность программы, она должна обеспечивать доступ к необходимой информации, а также защищать ее даже в случае поломок. Безопасность информации является важнейшим принципом банковского дела и банковской тайны.
Специфика банковского дела заключается в том, что сразу множество пользователей задействованы в оказании какой-либо одной услуги, поэтому программное обеспечение должно в полной мере обеспечивать многозадачность и иерархический доступ к определенным модулям. Программный продукт должен быть производительным, а также давать возможность отслеживать эффективность реализуемых бизнес-процессов.