Понятие банковских технологий вошло в деловую практику совсем недавно. Еще пару десятилетий назад данного понятия просто не было и не приходилось говорить об управлении технологиями.
Это происходило по той причине, что российская банковская система в то время подвергалась жесткому регулированию, которое не позволяло осуществлять развитие технической базы для многовариантной реализации принимаемых схем работы и предоставления услуг.
После того, как в элементы экономики нашей страны стали внедряться рыночные инструменты, отечественные банковские учреждения стали с высокой активностью применять на практике новые банковские технологии, которые часто были основаны на опыте зарубежных коллег.
В банковскую систему усиленно стали внедряться современные технические средства, которые, в первую очередь, включали компьютерные технологии и различные средства связи.
Это обусловило потребность в управлении банковскими технологиями.
Прежде, чем определить суть управления банковскими технологиями, необходимо рассмотреть термин «банк» и «технология» в качестве самостоятельных понятий.
Банковские учреждения в том или ином виде существуют довольно давно, тем не менее, не останавливаются споры по поводу их сущности и особенностей.
В частности, зарубежная экономическая литература различных периодов включает несколько точек зрения в вопросе определения сущности банковских организаций.
Банк по различным интерпретациям считается:
Самое распространенное суждение о сущности банка представлено его характеристиками и наличием банковского капитала.
Втора составляющая, которую необходимо рассмотреть, представлена банковскими технологиями. Данный термин впервые был включен в научный оборот в начале 19 века немецким ученым Бекманом.
Главным образом, термин технологии формулировался в соответствии с полнотой включения соответствующих свойств, которые имеют отношение к набору элементов, включенных в понятие.
Современная научная литература понятие «технология» трактует с нескольких сторон, как:
Управление банковскими технологиями включает исследование, разработку и внедрение новых банковских технологий использования каналов связи и обеспечения высокой степени защиты переданной через устройство информации.
Это может быть экваринг, электронные услуги клиентам и интернет-банкинг. Также управление банковскими технологиями занимается анализом и разрабатывает методологию технологических процессов, контроль и координацию соблюдения подразделениями требований организационных и технических документов, осуществляет организацию работы в области внедрения технологических решений.
Структурными подразделениями управления технологиями являются отделы банковских технологий, отдел анализа и методологии.
Центр информационных технологий способен обеспечивать бесперебойную работу компьютерной коммуникации и прочей электронной техники банка, обеспечивает работоспособность основной автоматической работы банка, занимается разработкой специализированных программных продуктов и услуг для обеспечения работы банка.
Также центром информационных технологий обеспечивается защита и безопасность информационного потока доступа, внедрение новейших программных продуктов, создание и поддержка единой компьютерной банковской системы.
Управление автоматизацией включает в себя несколько структурных подразделений:
Также в состав управления информационными технологиями включён процессинговый центр, осуществляющий техническую поддержку операций по пластиковым картам. Он способен отвечать за эксплуатацию специального и сервисного программного обеспечения, эксплуатацию терминальных сетей процессинга.
Процессинговый центр принимает участие в развитии процессинга в зависимости от технических заданий банковских подразделений. Он осуществляет разработку программного обеспечения для целей процессинга, терминального программного обеспечения.
Процессинговый центр принимает участие в работе по сертификации программного обеспечения платежных систем. Он включает в себя несколько структурных отделений: отделы банкоматов, техническая поддержка, отдел процессинга, разработка программного обеспечения.
Что касается юридического управления, то с помощью него обеспечивается совершенствование и разработка договорной базы банка, внутренних документов.
Управление осуществляет претензионную и исковую работу в сфере защиты интересов банка, обеспечивая оптимальное законное решение в области новых технологий.