Имущественный комплекс каждого коммерческого и государственного банка включает в себя нематериальные активы, основные средства, предметы, что быстро изнашиваются, и другие товарно-материальные ценности.
Понятие имущественных операций банка
Залог – это особый метод для обеспечения обязательств. Наиболее популярным и распространенным является пример, когда физическое или юридическое лицо, являющееся клиентом банка, берет у него заемные кредитные средства, обеспечив кредитные риски залоговым имуществом.
Ипотека – это основной вид залогового имущества. Это вид обеспечения долговых обязательств с помощью недвижимого имущества, которое остается в пользовании и собственности ипотекодателя. В соответствии с данным залоговым соглашением ипотекодержатель имеет право удовлетворить свои требования за счет предмета ипотеки перед другими кредиторами. Однако данное условие может быть выполнено только в случае неисполнения должником своих долговых обязательств.
Заклад – это залог движимого имущества, которое может передаваться в собственность залогодержателя или же в собственность третьему лицу, только по его приказу.
Классификация имущества
Классификация имущества осуществляется в зависимости от стоимости, срока применения данного имущества, технических характеристик в соответствии с планом счетов и действующим российским законодательством. Основные средства могут использоваться многократно в банковской и другой сфере деятельности в течение периода, который превышает один год. Независимо от стоимости к основным средствам имущества можно отнести книги, различное оружие, объекты телефонной линии и сигнализации, которые не включены в оценочную стоимость сооружений во время строительства.
Основные имущественные средства представляют собой материально-техническую базу коммерческого банка, которая определяет его функционирование.
Основные средства можно разделить на несколько категорий:
- сооружения и здания;
- автомобильный транспорт, который имеет грузоподъемность до двух тонн;
- мебель и офисное оборудование;
- компьютерная техника;
- системы обработки данных и различные информационные системы;
- транспортные средства, оборудование и хозяйственный инвентарь, который не относится к вышеперечисленным категориям.
Арендуемые основные средства и земля относится к отдельной категории. В процессе труда основные средства непроизводственного назначения не используются напрямую, однако они используются для поддержания оптимальных условий жизнеобеспечения банковских сотрудников. К ним можно отнести учреждения здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, культуры, спорта, образования и прочие организации.
Самостоятельной основой имущественного комплекса банковского учреждения являются нематериальные активы, к которым можно отнести произведенные затраты в нематериальные объекты, что используются в течение длительного периода в деятельности банка. Важно, чтобы данные объекты приносили доход. К ним можно отнести патенты, право эксплуатации земельного участка, программное обеспечение, различные лицензии, государственная банковская регистрация, оплата за брокерское место и прочие.
Другие материальные ценности, которые необходимы для нормального функционирования банковского учреждения, а также для проведения в нем ремонтных и технических работ, можно отнести к хозяйственным материалам.
Учет банковского имущества
Банковские учреждения имеют право пользоваться, распоряжаться и владеть своим имуществом. Они могут совершать хозяйственные и коммерческие операции с имущественными средствами: продавать или передавать в собственность других учреждений, сдавать в арендное пользование, обменивать, списывать с банковского баланса. Учет имущества осуществляется в разрезе инвентарных объектов по классификационным группам в бухгалтерии предприятия.
На каждый определенный вид имущества в банке открывается лицевой счет, в котором обязательно указывается наименование предмета или объекта, дата его прибытия, инвентарный номер, характеристика учета, количество и стоимость, номер паспорта, материально ответственное лицо и прочее. По вышеперечисленным показателям не должно быть расхождений между бухгалтерским и складским учетом. На банковском балансе имущество отражается на момент покупки или возникновения.
Изначальной стоимостью необходимо признать ту сумму, которая потрачена на сооружение, приобретение, изготовление и приведение объектов в то состояние, которое будет пригодно к использованию. Данная стоимость составляется из денежных средств, которое уплачивается:
- по договорам строительного подряда и купли-продажи;
- различным организациям консультационные, информационные, посреднические услуги, что связаны с покупкой имущества;
- за таможенные, регистрационные и государственные пошлины;
- другие платежи, что связаны с получением прав на определенный объект.
Имущество, которое получено в результате обмена на другие средства, оценивается по их балансовой стоимости. Изначальная цена не может изменяться до момента списания, реализации или же покупки объекта, если другие действия не предусмотрены действующим российским законодательством.
Какие операции осуществляются банком с имуществом
Имущество в процессе эксплуатации устаревает, изнашивается, в результате чего его реальная цена уменьшается. Погашение стоимости и вовлечение ее в состав расходов осуществляется с помощью начисления амортизации.
К основным операциям, которые осуществляются банком с имуществом, можно отнести:
- покупка из других источников за определенную плату;
- переоценка;
- амортизация;
- ремонт;
- инвентаризация;
- списание.
Все перемещения внутри банковского учреждения, поступление материальных ценностей и их выбытие должны вовремя отражаться в синтетическом, складском и аналитическом учете. Помимо этого их оформление должно быть оформлено в соответствии со всеми требованиями и нормативными документами. В процессе использования материальных ценностей необходимо осуществлять строгий контроль над его сохранностью и целевым применением.