По сведениям Центрального Банка России по состоянию на 1 июня 2016 года в стране действовало 111 банковских групп, которыми объединялось более 2300 юридических лиц различных сфер деятельности, включая 160 кредитных организации России, имеющих активы, размещенные на территории страны и за ее пределами.
Крупнейшими банковскими группами в России являются банковские группы Сбербанка и ВТБ.
Банковская группа Сбербанка, ее состав и основы деятельности
Российский Сбербанк является крупнейшим банком, действующим в Центральной и Восточной Европе. В составе ключевых факторов развития банком декларируется ориентированность на динамичное и активное развитие сети Сбербанка в других странах. Сбербанк тем или иным образом присутствует в двадцати странах мира, численность иностранных клиентов банка за пределами России превышает 11 миллионов. В составе совокупных активов банка 14% приходится на долю международного бизнеса.
Девизом деятельности Сбербанка является словосочетание «Всегда рядом», ориентируясь на который группа Сбербанка предлагает своим клиентам по максимуму удобные условия осуществления трансграничного бизнеса, широкий ассортимент банковских продуктов, учитывающих культурные и иные особенности территорий присутствия банковской группы.
Формирование группы Сбербанка началось с приобретения в 2006 году кредитной организации в Казахстане, после чего аналогичные покупки были совершены в Белоруссии и Украине. В дальнейшем были открыты представительства банка в таких странах, как Китай, Германия, Индия.
Наиболее крупные приобретения Сбербанка приходятся на 2012 год, когда портфель был пополнен такими зарубежными активами как активы VS Bank, что расширило географию присутствия на десять стран Восточной и Центральной Европы.
Освоение турецкого рынка было заложено приобретением DenizBank, представляющим собой крупнейшую сделку за чуть менее чем 200 лет существования банка.
В качестве ключевой задачи деятельности банковской группы Сбербанка декларируется ориентированность группы на наращивание масштабов деятельности, рост прибыльности и повышение эффективности в условиях роста скорости, клиентоориентированности и гибкости, основанная на внедрении передовых технологий и воспитания качественно новых людей.
Основу достижения указанной задачи, по мнению Сбербанка, составляет формирование положительного образа у клиентов, как в финансовой, так и в иных сферах, посредством интеграции передовых технологий в банковские процессы, услуги и продукты, а также в развитие эффективного процесса управления и лучшего персонала.
В текущие задачи банковской группы Сбербанка включаются окончание технологической трансформации финансовых основ бизнеса, основанной на поддержании функциональности и надежности, применяемых информационно-технологических систем, завершение создания новой платформы и переведение на нее всего бизнеса. Группа Сбербанка планирует строительство основ экосистемы в отраслях нефинансовой направленности.
Банковская группа ВТБ
В 1990 году в России утвердили создание Банка внешней торговли, ориентированного на обслуживание операций России на внешнем рынке и создания условий для интеграции страны в мировые хозяйственные связи.
Генеральную лицензию банк получил в январе 1991 года, а уже через 2 года занял 425-е место среди 1000 банков с наибольшей капитализацией по версии журнала The Banker.
Государством в 1997 году было принято решение о смене организационно-правой формы банка с закрытого на открытое акционерное обществом, причем контрольный пакет акций в размере 96,8% отошел Центральному Банку России.
В течение последующих лет банк наращивал уставный капитал и продвигался в рейтинге банков журнала The Banker.
В 2002 году произошла смена основного акционера, которым стало Правительство РФ, перекупившее долю Центрального Банка. Результатом смены собственника стало новое руководство, которое было ориентировано на вывод ВТБ на позицию ведущего банковского института страны.
Для реализации этих целей началось формирование банковской группы ВТБ, основу которого заложило приобретение Гута-банка в 2004 году и запуск на его основе розничного проекта ВТБ 24.
В дальнейшем по годам были осуществлены следующие действия:
- 2005 год – приобретен Промышленно-строительный банк;
- 2007 год – проведение первичного публичного размещения акций банка с объемом привлечения средств в размере 8 миллиардов долларов;
- 2008 год – получение банковских лицензий в Китае и Индии, открытие там филиалов; консолидация инвестиционного бизнеса российской и зарубежной части группы;
- 2009 год – успешное преодоление кризиса, перевыполнение показателей стратегии развития;
- 2010-2013 годы – достижение рекордных показателей развития группы; приобретение банка Москвы и ТранКредитБанка; создание «Лето Банка» (наиболее успешный российский бренд 2013 года, способствовавший укреплению розничного сегмента бизнеса группы);
- 2011 год – продажа части акций (10%) банка Правительством РФ частным инвесторам, проведение докапитализации, привлечение иностранных акционеров, снижение доли государства до 60,93%;
- 2014-2016 годы – качественный рост бизнес-показателей банковской группы в крайне сложных макроэкономических условиях, сохранение одной из лидирующих позиций на банковском рынке России (20%-ая доля на рынке кредитования физических лиц, 11%-ая доля на рынке привлечения средств населения); создание глобальной бизнес-линии «Средний бизнес», усиление группы в сегменте средних компаний и регионального бизнеса России; проведение интеграции «Банка Москвы»; создание «Почта банк».
На сегодняшний день в составе стратегических целей банковской группы ВТБ числится оптимизация структуры и стоимости фондирования, увеличение объемов кредитования корпоративных клиентов и населения, снижение зависимости от средств Центрального Банка.