Общие сведения о результатах проектирования маршрутных технологических процессов
Проектирование маршрутного технологического процесса - это постановка ряда задач и условий выполнения этих задач для получения некого определенного продукта.
В зависимости от сферы производства конкретное исполнение маршрутного технологического процесса может выглядеть по-разному. В силу влияния человеческого фактора, каждое предприятие создает свой вариант так называемой маршрутной карты, ориентируясь на соответствующие ГОСТы, требования технологических процессов и специфику производства. Общий вид описания маршрута того или иного изделия как правило представляет собой таблицу, представленную на рисунке 1.
Рисунок 1. Общий вид технологического маршрута. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Часто в силу специфики к таблице добавляются те или иные требования по аналогии с пояснительной запиской к чертежам. Например, при операциях травления оксидов металлов необходимо менять температуру в зависимости от конкретного травящегося оксида металла и необходимого итогового продукта. Тогда к таблице добавляется еще один столбец.
Задачи проектирования маршрутного технологического процесса
Основная задача проектирования маршрутного технологического процесса – добиться максимально эффективного результата при снижении затрат на основании конкретного производства.
Рассмотрим конкретный пример.
Предположим, существует предприятие N, производящее установки и агрегаты для какой-либо сферы. Как правило у такого предприятия есть:
- конструкторские отделы,
- технологические отделы,
- сборочный цех(-а),
- цех испытаний,
- отдел нормоконтроля,
- сервисный центр.
Когда на это предприятие поступает заказ о производстве агрегата U, работа сводится к оценке и составлению прогнозов касательно того, каким именно путем произвести данный агрегат. Исходя из технического задания, конструкторы разрабатывают модели и чертежи агрегата. И только затем по полученным от конструкторов чертежам, разрабатывается технологическая карта.
Зачастую работа конструкторских и технологических отделов плохо согласована. Поэтому помимо знаний обеих профессий необходимо понимать условия работы отделов и их возможности. Частным примером может послужить отсутствие на предприятии специалиста по термообработке металлов. В этом случае обычно оформляют заказ другому предприятию на выполнение конкретной операции или вовсе, на создание целой детали.
Методы проектирования маршрутного технологического процесса
Для проектирования технологических карт целесообразно воспользоваться системным подходом, в частности, приемами системного и проектного менеджмента.
Таким образом, изготовление агрегата попадает в категорию проекта, а выполнение проекта сводится к следующим этапам:
- Поиск и структуризация информации о проекте и условиях выполнения проекта.
- Аналитическая работа над собранной информацией.
- Создание представлений о системах, затрагивающих выполнение проекта.
- Создание графа работ в каждой из систем.
- Согласование графов.
- Выбор наиболее оптимального пути выполнения проекта.
Очевидно, что создание графов работ является «бутылочным горлышком» на пути создания технологического маршрута так как:
- является следствием двух предыдущих этапов;
- зачастую отсутствуют возможности повышения эффективности выполнения работ по причине дефектного функционирования социальной системы предприятия (например, бюрократия и неформальные взаимоотношения);
- исполнители пренебрегают обязанностями,
В таком случае необходимо искать другие пути повышения эффективности, так как перестройка системы зачастую опирается на т. н «жесткость системы» - эмерджентное свойство, позволяющее системе полноценно функционировать несмотря на внешнее или внутреннее воздействие.
Одним из методов поиска решений тех или иных проблем является составление петель обратных связей. Представление информации в виде петель обратных связей, позволяет объективизировать даже человеческий фактор и найти решение для выполнения работ/повышения эффективности. Частный пример петель обратной связи представлен на рисунке 2.
Рисунок 2. Общий вид петли обратной связи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
После решения проблем в разных системах, необходимо добиться синергетического эффекта (согласование графов), возникающего в результате функционирования систем. Это возможно только при наличии теоретической и практической подготовки по специфике производящейся продукции, либо наличии высококвалифицированного специалиста в роли консультанта.
Далее происходит выбор оптимального пути выполнения проекта. Результатом выполнения данного этапа и является технологическая карта изделия.
Выбор оптимального пути выполнения проекта подразумевает учет ряда факторов:
- Уменьшение сроков выполнения технологических задач, недопустимость простоев.
- Полное удовлетворение требований технического задания.
- Возможность контроля процесса выполнения технологических операций.
- Возможность контроля результата выполнения технологических операций.
- Возможность перераспределения ресурсов в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
- Возможность выполнить проект даже в случае выхода технических систем из строя.
Таким образом, проектирование маршрутного технологического процесса неизбежно сводится к системному менеджменту. В противном случае на производстве возникает ряд проблем: браки, простои, чрезмерные финансовые затраты, невыполнение требований технического задания, турбулентное перераспределение производственных и человеческих ресурсов, понижение общего потенциала предприятия, текучка кадров, кассовые разрывы.
Использование системной методологии позволяет избежать всех вышеперечисленных проблем, а также обеспечить предприятию полноценный стабильный рост.