Основные автоматизированные системы управления движением поездов
Управление движением поездов – это комплексный технологический процесс, который состоит из большого количества частных технологических процессов, реализующихся большим количеством людей, технических объектов и систем, различных организаций и предприятий.
Автоматизация управления движением поездов осуществляется посредством применения микропроцессорных систем железнодорожной автоматики и телемеханики, составляющими один из элементов железнодорожного транспортного комплекса. Современный этап развития систем железнодорожной автоматики и телемеханики характеризуется применением для их построения микропроцессорной и микроэлектронной техники, что позволяет расширить функциональные возможности (по сравнению с релейными системами) и требует разработки новых принципов их построения и реализации. К основным автоматизированным системам управления движением поездов и его контроля относятся:
- Автоматизированные комплексы для испытания и диагностики узлов подвижного состава.
- Микропроцессорные системы автоматической блокировки.
- Микропроцессорные локомотивные системы обеспечения безопасности движения поездов.
- Компьютерные и микропроцессорные электрической централизации.
- Микропроцессорные устройства управления и контроля исправности подвижного состава.
- Системы диспетчерского управления движением поездов.
Перспективным решением, направленным на увеличение уровня безопасности движения поездов, а также на увеличение пропускной способности дороги является применение современных микропроцессорных систем автоматической блокировки и централизации, в первую очередь на основных направлениях движения. К главным преимуществам микропроцессорной системы централизации относятся высокий уровень надежности, наличие встроенного диагностического контроля состояния аппаратных средств централизации и объектов контроля и управления, уменьшение капитальных и эксплуатационных затрат, улучшение условий труда персонала. Помимо этого, микропроцессорные системы способны контролировать и архивировать данные об определении виновного, что способствует увеличению производственной ответственности и дисциплины рабочего персонала.
Гибридные системы управления движением поездов. Диспетчерская централизация
Еще одним перспективным направлением развития систем управления движением поездов при переходе на компьютерные средства в устройствах станционной автоматики является использование релейно-компьютерных и гибридных (релейно-процессорных) систем, где логические функции управления выполняются при помощи вычислительных средств, а управление станционными объектами и функции, связанные с обеспечением безопасности реализуются традиционными средствами на электромагнитных реле. Данный подход позволяет расширить функциональные возможности централизации, уменьшить объем материалоемкой аппаратуры, а также уменьшить время проектирования, строительства и монтажа устройств.
Примером гибридной системы управления движением поездов является релейно-процессорная система централизации «Диалог-Ц». Данная система используется на станциях, которые оборудованы системой релейной централизации, в данном случае появляется возможность поэтапной модернизации существующих релейных схем. В случае нового строительства «Диалог-Ц» позволяет сократить количество релейной аппаратуры в 3-4 раза по сравнению с блочной маршрутной централизацией.
К кодовым системам централизации или системам диспетчерского управления относятся диспетчерская централизация и станционная кодовая централизация. В данных системах на посту управления и в линейных пунктах управления устанавливаются избирательные устройства, которые преобразуют оповестительные и управляющие приказы в коды, посылаемые по каналу связи. В приемной аппаратуре эти коды расшифровываются и воздействуют на управляемые элементы или объекты индикации. Диспетчерская централизация используется для управления из центрального поста сигналами и стрелками промежуточных станций - линейные пункты. С одного центрального поста можно управлять линейными пунктами нескольких участков. Диспетчерская централизация позволяет диспетчеру руководить движением поездов на участке и управлять стрелками и сигналами без участия дежурного по станции.