Астрономия – наука, которая занимается исследованием и изучением структуры, состава и развития различных небесных тел и самой Вселенной, где мы обитаем, на одной из бесчисленных планет.
Астрономия в школьном образовании в 1990-2000 годы
Как известно предмет "Астрономия" как обязательный был убран из системы школьного образования ещё в 1991 году.
В это время происходил распад Советского Союза, и проблемы образования отошли на задний план.
В наступившую новую капиталистическую эпоху образование в целом и астрономия в частности также не пользовались предпочтением. Развал экономики, промышленности и сельского хозяйства, передел собственности, военные конфликты не давали повода надеяться не то что на развитие образование и возвращение астрономии, но и на дальнейшую целостность России как единого государства.
Однако, в начале 2000-ых годов в стране начали происходить позитивные изменения в экономике, но с астрономией, как и с образованием дело обстояло по-прежнему печально.
В 2008 году Министерство образования и науки России приказом за номером 349 исключило астрономию из школьной программы
Своеобразие ситуации было в том, что 2009 год было Годом астрономии. В этот год отмечалось четырехсотлетие создание первого телескопа (он был изобретен в 1609 году Галилео Галилеем, знаменитым итальянским учёным).
В это же время в Соединённых Штатах Америки пытались ввести астрономию в образовательную систему. Это стремление объяснялось как мировоззренческою важностью, но и очень большим интересом к этой научной дисциплине.
Преподавание астрономии в школе в наше время
В России астрономия как обязательный предмет вводится с 2017 – 2018 года
В 2017 году согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации в Федеральный государственный стандарт были внесены соответствующие изменения. В результате предмет «Астрономия стал обязательным и был введён в школьную программу
Стоит отметить, что обучение астрономии способствует развитию следующих важных навыков:
- Развитие фундаментальных астрономических знаний, которые бы способствовали освоению современного научного мировоззрения, основанного на достижениях человеческой культуры и научного знания.
- У школьников и студентов должны сформироваться чёткие и ясные представления об особенностях эволюции Вселенной и нашей планеты. Такие знания должны излагаться в ясной и чёткой форме. Кроме того, следует опровергать популярные мифы и стереотипы об исследовании космоса.
Астрономическое образование как часть естественно – научного образования должно стать препятствием для многочисленной лженаучной и мракобесной информации, которая захлестнула отечественные СМИ, телевидение и интернет.
Образование должно стать побудительным мотивом к улучшению и развитию собственных знаний.
Современное общество должно понимать, что изучение астрономии в школах и в вузах должно способствовать естественно – научной и гуманитарной грамотности населения.
Формирование критического научного мировоззрения способствует более эффективному и правильному использованию приобретенных знаний.
Приобретенное знание развивает интеллект, что помогает в будущем планировать и решать практические задачи в своей жизни.
Астрономия в последнее время активно развивается. Появляются возможности для наблюдения за процессами, происходящими при очень больших давлениях или в вакууме, становится возможным наблюдать за телами огромного размера и плотности и т. д.
Отметим развитие таких смежных с астрономией дисциплин как астрогеология, астроэкология, космобиология и т. п. Наша цивилизация уже более полувека как смогла выйти в космос и теперь проводит там регулярные исследования. Но уровень современных технологий не позволяет пока активно заняться освоением ближайшего космоса. И потому, обучая новые поколения, каждая страна вкладывает в будущее не только своей страны, но и всей планеты Земля.
Хорошим подспорьем в распространении и популяризации астрономических знаний является научно-популярная литература соответствующей тематики. Но, к сожалению, подобная литература если и выходит, то крайне малым тиражом. Так научно-популярная серия книг под редакцией В. Г. Сурдина выходит тиражом в пять тысяч экземпляров, тогда как в советское время подобные книги издавались тиражом в сто тысяч.
Для популяризации астрономических знаний полезно проводить экскурсии в обсерватории, проводить астрономические наблюдения для школьников и в вместе с ними.
Однако, действительность состоит в том, что не во всех городах по различным причинам можно устроить экскурсии в обсерватории, а небо над городом для астрономических наблюдений засвечено.
В сельских школах небо более чистое, однако, зачастую может присутствовать дефицит материальной базы и профессиональных кадров, учителей астрономии которые бы со знанием дела увлекали бы детей новыми горизонтами знания сейчас явно не хватает.
Рассмотрим основные цели в изучении астрономии, которые предлагает Государственный стандарт.
Согласно данному документу предполагаются следующие цели:
- ученики должны понять огромную роль астрономии в познании основных законов природы, а также становление и развитие современной научно картины мира, основанной на достижениях современной науки, а не на клерикальных или мракобесных воззрениях.
- ученики должны приобрести знания о физической природе астрономических объектов, масштабов Вселенной в которой мы живём. А также о наиболее важных открытиях и исследованиях окружающего космического пространства.
- ученики должны уметь объяснить движение и положение наблюдаемых небесных тел, должны владеть навыками определения местоположения и времени по астрономическим объектам.
- должно происходить развитие интеллектуальных и творческих черт учеников.
- формирование научного мировоззрения у школьников.
Таким образом, астрономия вновь возвращается в российские школы, что даёт надежду на повышении уровня знаний и понимания окружающего мира подрастающего поколения.