Жак-Анж Габриэль
Жак-Анж Габриэль (1698 – 1782) – известный французский архитектор, один из основоположников классицизма XVIII века.
Ключевой фигурой в области архитектуры второй половины XVIII века являлся Жак-Анж Габриэль, занимавший должность придворного архитектора. Он возвел и расширил множество религиозных сооружений и дворцов в период правления Людовика XV и в это связи считался одним из самых продуктивных архитекторов во Франции. Жак-Анж Габриэль унаследовал от своего отца должность придворного архитектора Людовика XV, а также президента академии архитектуры (1742).
Рисунок 1. Малый Трианон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Габриэль руководил строительством почти всех государственных объектов в период правления Людовика XV. Под его руководством было обновлено или расширено множество королевских дворцов и церквей. Все это делалось с тем, чтобы угодить личным предпочтениям Людовика XV. В это время были возведены такие известные сооружения, как:
- Замок Фонтенбло (1749);
- Ла-Мюрт (1746);
- Компень (1751);
- Шуази (1751);
- Пристройки к Лувру в Париже (1755).
Габриэль также разработал завораживающий проект Версальского дворца (1763), включая завершение его восточного крыла, а также управлял строительством Военной школы (1752). Габриэлю принадлежит идея снабжения всех королевских резиденций театрами. Он построил павильоны и галереи специально для некоторых из них, а также разработал проекты охотничьих домиков в главных царских лесных угодьях.
Наиболее значительной работой Габриэля по праву считается проект площади Согласия (первоначально она называлась площадью Людовика XV). На этой площади планировалось выделить место для прижизненного памятника Людовику XV.
Площадь Согласия входит в композицию архитектурного ансамбля центра Парижа. Это площадь открытого типа. Если эспланады XVII века, типа Вандомской площади, были полностью замкнутыми, то площадь Согласия была застроена только с одной лицевой стороны, с двух боковых сторон она была ограничена зелеными насаждениями, а с четвертой – рекой Сеной. В центре площади Согласия был установлен конный памятник Людовику XV. Во времена Французской революции в конце XVII столетия он был демонтирован, а позднее, в 1836 году, на его место установили обелиск.
Надо сказать, что главная идея планировки Парижа Принадлежала Ленотру. Габриэль органично включил свою площадь в общий ансамбль, который имел начало в виде здания Лувра. Огромная ось Парижа, тянущаяся с востока на запад образована Лувром, площадью Согласия и проспектом Елисейских полей. Этот путь является кратчайшей дорогой в западные пригороды, в том числе Версаль. В начале XIX столетия данная магистраль получила свое завершение благодаря возведению арки Звезды. Однако, застроена эта городская линия была позднее – в середине века.
Ансамбль площади Согласия образован симметричными сооружениями Военного и Морского министерства, которые разделяются Королевской улицей, создающей меридиональную ось в плане.
Сооружения Габриэля излучают «аристократическую простоту» при суровом и весьма гармоничном сочетании их объемов. Он умел придавать масштабным сооружениям величавые пропорции. Особенно хорошо это видно в здании Военной школы. Габриэль также известен присоединением к фасаду настоящих колонн, вместо пилястров на обоих фасадах (внешнем и внутреннем). Что касается стилистической стороны его творчества, то здесь наиболее примечателен Малый Трианон в Версальском парке, построенный в 1770-х годах.
Архитектурная деятельность Габриэля являлась связующим звеном между архитектурой начала и конца XVIII века. В сооружениях 1780-х годов более молодые французские архитекторы сформировали новый этап классицизма.
Малый Трианон
Павильон версальского парка Малый Трианон является жемчужиной французской архитектуры XVIII века. Он был создан Габриэлем в период с 1762 по 1768 гг. Эта небольшая постройка в свое время была предназначена для графини Дюбарри. Свою известность здание получило благодаря гармоничным пропорциям и элегантным линиям, которые берут свое начало в палладианстве. Малый Трианон – почти квадратное здание, которое базируется на широкой каменной террасе. Все четыре фасада здания отличаются друг от друга, однако, каждый из них представляет собой один из вариантов одной и той же темы. Эта особенность усиливает впечатление единства и цельности архитектуры Малого Трианона.
Фасад, выходящий к открытому пространству виден с самого далекого расстояния. Из всех четырех фасадов он трактован наиболее пластично. Четыре приставные колонны охватывают оба яруса здания, они образуют слега выступающий портик. Схожие решения применены в двух торцевых фасадах, колонны здесь также заменены пилястрами. Однако, из-за разницы уровней в одном случае здание имеет два яруса, в другом – три. Четвертый фасад обращен к зарослям парка и считается наиболее простым: стена здесь расчленяется лишь прямоугольными окнами, имеющих в каждом из трех ярусов разную величину. Довольно скупыми средствами Габриэль добился поразительного богатства и насыщенности. Красота здесь извлекается из сочетания простых и ясных форм.
Что касается внутренней планировки, то она в Малом Трианоне также решена с предельной ясностью. Дворец состоит из нескольких небольших прямоугольных помещений, декоративное убранство которых выполнено в стиле классицизм.
Замысел Габриэля вполне понятен. Он основан на применении простых и строгих геометрических соотношений. Благодаря своим миниатюрным размерам и удивительной легкости Трианон принадлежит к числу самых изящных парковых павильонов XVIII века.