Рельеф
В архитектуре рельеф имеет несколько значений:
- выпуклая часть плоскости, к примеру декоративный элемент на плоской стене создает рельеф;
- форма поверхности участка. В этом случае рельеф может быть спокойный, простой, сложный;
- совокупность неровностей на поверхности, образованных несколькими элементами.
В каждом случае рельеф означает некий выступающий за пределы плоскости объем, который необходимо учитывать при проектировании. Когда архитектор работает над пластикой фасада, он искусственно создает рельеф, который подчеркнет объем, создаст динамику. За счет разных форм рельефа можно достичь драматического эффекта, создать оптическую иллюзию, гармонизировать все элементы. Чем больше размеры рельефа, тем глубже тень, которую они отбрасывают.
Рельеф за счет своей формы создает светотеневой рисунок, который будет меняться в течение дня. Сегодня, в эпоху увлеченности подсветкой и ночной иллюминацией, источники света располагают снизу и подсвечивают здания с той точки, с которой не освещается днем. В результате мы получаем иной светотеневой рисунок и многие объекты кажутся неузнаваемыми.
Рельеф был одним из основных способов передать стиль, идею концепцию вплоть до послевоенного времени и закона об излишествах в архитектуре. Панельные здания представляют собой наиболее аскетичные образцы архитектуры с точки зрения декора и рельефа. Плоские фасады, образованные одинаковыми плитами, практически не имели выпирающих элементов, кроме балконных плит, одиноко торчащих за пределами линии застройки. Сегодня мы наблюдаем как интерес к рельефу постепенно возвращается и оцениваются возможности этого приема в современной архитектуре.
Расцвет рельефа относится к эпохам барокко и рококо, когда пышность и изобилие были символом красоты и достатка. Можно бесконечно изучать различные завитушки, листочки, волюты, лепнину, восхищаться деталями и их ювелирным исполнением.
Волюта – это спиралевидный завиток с кружком, который часто используется в архитектуре как декоративный элемент.
скульптуры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Отличие рельефа от скульптуры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Виды рельефа в скульптуре
С точки зрения скульптуры под рельефом понимается выпуклое изображение, которое формируется частично выступающим за плоскость фона объемом. Рельеф в скульптуре воспринимается с разных ракурсов, а мастерство художника будет определяться умением передать глубину.
Рассмотрим разновидности рельефа и их особенности:
- барельеф самый известный вид рельефа, с которым знакомятся еще в школе. Если изображение выступает менее, чем на половину своего объема, то оно называется барельефом;
- горельеф, менее известен, но именно его мы встречаем в архитектурных объектах, это изображение, которое выступает более, чем на половину объема;
- контррельеф представляет собой «негатив», то есть вместо выступающего изображение, мы видим углубленное, врезанное в плоскость;
- сквозной рельеф устанавливается так, чтобы на него можно было смотреть на просвет, в нем частично отсутствует фон, что позволяет создать нужное контурное изображение;
- анкре встречается в архаичных культурах, ему соответствует рельеф, имеющий углубленный контур, но выступающую моделировку объема.
Рисунок 2. Виды рельефа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Применение рельефа свойственно всем культурам, начиная с самых древних. Рельеф прост в резке и низкотехнологичен, дешев в производстве, но при этом позволяет достичь выразительности. Нередко рельефы окрашивались, чтобы еще «поднять» изображение над фоном, но до наших дней эти слои краски не сохранились. Факт окрашивания подтвердил химический анализ поверхности.
Каждый элемент рельефа помимо визуальной составляющей несет в себе смысловую нагрузку. Это может быть изображение животного, природных мотивов, сцен из Библии, мифологии или вымышленных персонажей. Изображение может быть точным или представлено в иносказательной форме, чтобы смотрящий сам рассекретил его смысл.
Самый большой в мире рельеф был создан Эрнстом Неизвестным, это барельеф под названием «Становление человека разумного». Этот барельеф расположен в комплексе МИЭТ (Московский институт электронной техники), в главном вестибюле. Заказ был выполнен по личной просьбе А. Шокина, министра электронной промышленности. Рельеф опоясывает огромный зал и является главным украшением здания.