Палаццо Пезаро – это дворец, возведенный по проекту знаменитого венецианского зодчего Бальдасаре Лонгена.
Венецианская архитектурная школа
Венецианский стиль – это стиль, в большей мере относящийся к интерьерам. Он характеризуется благородными, дорогими деталями с уникальной гаммой и игрой пространства в зеркалах.
Происхождение Венеции обусловлено весьма прозаичными причинами. В 452 году нашей эры жители области Венето, спасаясь от нашествия племен варваров, укрылись на островах. В то время, как другие скрывались за высокими стенами крепостных построек, будущих венецианцев спасала вода (дороги и мосты на тот момент отсутствовали).
Рисунок 1. Палаццо Пезаро. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Пейзажи Венеции – это камень, вода и солнце. Несмотря на то, что здесь нет зелени, город весьма живописен. Самые древние постройки сохранились на острове Торчелло (итал. torre – башня), название которого свидетельствует настроениях беженцев. Строительство трехнефного собора Санта Мария Ассунта было начато в VII веке и завершено в XI веке. Это идеальный образец сурового романского стиля, который сами венецианцы называют «венето-византийским».
Церковь Санта Фоска носит еще более византийский характер. Она имеет план в виде греческого креста и характерные для итальянской архитектуры аркады.
Подлинный расцвет архитектуры Венеции наступил в XIII веке, когда после Четвертого Крестового похода город нажился на отправке рыцарей посредством своего флота.
Архитектура Венеции поражает зрителя своей эклектичностью и ослепительной вязью орнаментов. Здесь собрано огромное количество готических, византийских и мавританских сооружений.
Венеция испытала ощутимый художественный подъем в XVIII веке, когда вся остальная Италия впала в забытье после бурной эпохи Ренессанса и Барокко. Примечательно, что некоторые специалисты связывают данную тенденцию с перемещением столицы художеств в Париж. И действительно, сентиментальное «венецианское барокко» картин А. Белуччи и Дж. Б. Пьяцетты находятся в явной увязке с французским искусством.
История Ка-Пезаро
Дворец Ка-Пезаро располагается в районе Санта-Кроче. Архитектором проекта был Бальдассара Лонгена. Известно, что строительство продолжалось с 1659 по 1710 гг.
Что касается интерьера, то данное здание наилучшим образом представляет венецианское барокко во внутреннем убранстве. Здесь примечательны фрески Джамбаттисты Питтони (например, «Справедливость и мир с Юпитером и Минервой» или «Юпитер защищает справедливость, мир и науку»).
В 1899 году герцогиня Фелисита Бевилаква ла Маса, которой принадлежал данный дворец, завещала городу свое здание. С 1902 года по сегодняшний день здесь размещена Международная галерея современного искусства. Здесь представлены работы таких мастеров, как:
- Климта;
- Кандинский;
- Малявин;
- де Кирико.
Также в здании располагается небольшой музей восточного искусства, который составлен из вещей, привезенных из Японии графу Барди.
Бальдасаре Лонгена и Палаццо Пезаро
Архитектора Бальдасаре Лонгена (1598-1682) можно назвать одним из выдающихся венецианских зодчих XVII века. Лонгена был учеником Винченцо Скамоцци, и в этой связи ему довелось завершать строительство Новых Прокураций (1584 – 1640) во дворце Сан Марко (проект Скамоцци). Помимо этого, Лонгена построил собор в Кьодже, церковь Санта-Мария дельи Скальци, а также фасад церкви Чьеза дель Оспедалетто.
Рисунок 2. Санта-Мария делла Салюте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Бальдасар Лонгена является автором двух известнейших сооружений Венеции. Это палаццо Пезаро и палаццо Реццонико.
На входе в Большой канал Венеции располагается еще один шедевр зодчего – церковь Санта-Мария делла Салюте. Заказ на ее строительство был получен во времена чумы 1630 года, именно это здание должно было стать призывом к богу. Этот весьма интересный проект предусматривал возведение восьмиугольного сооружения с огромным куполом. Скульптуры, располагающиеся в строго отведенных для них местах, воспринимали нагрузку от вышележащих конструкций (выполняли роль контрфорсов). Колонны и арки здания располагались таким образом, что взгляд зрителя невольно обращался к часовням и иным деталям архитектуры церкви, словно это было здание театра. Именно благодаря данному проекту архитектор Лонгена стали называть первооткрывателем стенографического стиля в архитектуре.
В архитектуре церкви Лонгена чередовал освещенные и затененные зоны во всем пространстве, подчеркивая контрастами сценический характер своей архитектурной композиции.
Что касается палаццо Пезаро, то это весьма характерное здание для венецианского барокко. Его величественный фасад отличается большой насыщенностью внешнего убранства. Структура здания соответствует сложившимся венецианским традициям в архитектуре: трехэтажный объем с массивным первым этажом отличается системой больших окон-арок. В конструкции используется ордерная система. Все эти аспекты придают зданию исключительно венецианский колорит.
Палаццо Пезаро поражает сочетанием массивности архитектурных форм и стройности общей конструкции фасада. Массивность конструкции подчеркивают такие детали, как мощный руст первого яруса, пластичные колонны и раскрепованные карнизы.
Музей Коррер, о котором уже упоминалось выше, содержит большое собрание искусства Дальнего Востока (в т.ч. Японии). Галерея современного искусства по сей день пополняется за счет произведений мастеров XX века, которые после выставки на Biennale отправляются в данный музей. Интересно содержание данной выставки: наряду с полотнами Утрилло, Марке и Шагала здесь можно встретить работы Малявина и Дейнеки.