История строительства Успенского собора во Владимире
История русской архитектуры представлена сотнями книг, но не одна книга не сможет передать те ощущения и ту атмосферу, которую таит в себе подлинный памятник архитектуры. Объекты культурно-исторического наследия сегодня охраняются государством. Несмотря на то, что список объектов федерального и регионального значения состоит из тысяч наименований, каждое такое сооружение является уникальным объектом, который запечатлел дух времени, отражает один из этапов развития архитектуры или был частью жизни какого-либо знаменитого человека.
Финансирование на поддержание тысяч таких объектов является недостаточным, поэтому многие памятники законсервированы и медленно разрушаются под гнетом времени, но за самыми ценными из них ведется бдительный надзор. Эти шедевры уцелели и прошли сквозь века не для того, чтобы разрушиться и уйти в небытие, их хранители и реставраторы прикладывают множество сил и средств для увеличения срока их жизни, чтобы и следующие поколения могли прикоснуться к подлинным памятникам русской истории.
Успенский собор во Владимире является одним из самых важных для России объектов культурного наследия. Собор, которому скоро исполнится 1000 лет, продолжает функционировать, в нем проводятся службы, в остальное время он открыт для изучения как музей. Изучать в нем можно не только экспонаты, но и само здание.
Во многих источниках Успенский собор называют матрешкой из-за особенностей его конструкции, а именно – двух соборов, один из которых заключен в другом.
Шестистолпный, треахпсидный собор, построенный по заказу Андрея Боголюбского, был возведен за три года, с 1058 по 1060, и уже спустя год он был расписан. Согласно мнению историков, он был одноглавым. Белокаменный собор был декорирован как внутри (золотом), так и снаружи (аркатурно-колончатые пояса и скульптурный декор). Но в своем первоначальном виде собор простоял менее четверти века, так как значительно пострадал от пожара.
После пожара восстановлением одного из самых значимых для Руси храмов занялся брат Андрея, Всеволод, известный как Всеволод Большое гнездо. Для разросшегося города первоначальный храм был уже маловат, поэтому было решено пристроить галереи, увеличить алтарь, таким образом собор стал пятинефным. Ступенчатость постройки была достигнута за счет того, что закомары новых галерей располагались ниже закомар первого собора.
[Определение] Неф – это вытянутая часть помещения, ограниченная с одной или с обеих длинных сторон рядом колонн или столбов. [/Определение]
Рисунок 1. Успенский собор во Владимире. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектура Успенского собора во Владимире
Современное состояние этого собора хоть и близко к первоначальному, но все же за долгое время его существования оно претерпело некоторые изменения. К примеру, в 17-19 веках были установлены контрфорсы, которые позже демонтировали. В 1810 году рядом с собором появилась колокольня, завершающаяся высоким шпилем. Спустя пятьдесят лет между собором и колокольней был возведен придел (теплый храм), соединяющий их.
От собора 1161 года сохранились росписи фигур пророков, расположенные между фигурками аркатурного фриза, а также рисунки павлинов.
К особенностям архитектуры можно отнести следующее:
- собор выполнен в византийском стиле;
- завершают собор один большой и четыре маленьких купола;
- росписи в соборе в 15 веке были выполнены заново Андреем Рублевым и Даниилом Черным и сохранились до наших дней;
- общая площадь более 900 квадратных метров;
- на барельефах, украшающих стены представлены такие сюжеты как вознесение на небеса А. Невского, Судный день, пророки.
Можно смело сказать, что собор Андрея Боголюбского, который должен был стать главным храмом княжества и всей Руси, действительно стал одним из самых значимых храмов, и во многом благодаря его брату. Внушительный, величавый собор, который выглядит очень празднично на фоне голубого неба, оставляет неизгладимое впечатление в душе каждого посетителя. Его наполненная событиями история навсегда связана с историей России.