От качества выполнения работ по устройству земляного полотна зависит прочность и качество всей дороги, поэтому организации процесса его устройства уделяют большое внимание.
Земляное полотно – это инженерное сооружение, служащее основанием для последующего возведение полотна автомобильной или железной дороги.
Земляное полотно
К основным работам, выполняемым при устройстве земляного полотна, относятся: возведение насыпей, разработка грунта и устройство водоотводных канав. Все эти работы связаны с подготовкой основания к устройству дорожного покрытия. Помимо основных работ, выделяют также отделочные работы, в которым относится планирование дна резерва, срезка ступенек на откосах и обеспечение уклонов элементов полотна.
В зависимости от рельефа местности может потребоваться сооружение насыпи или выемки. Те места, в которых отметка соответствует планировочной, называют нулевыми.
Элементами земляного полотна являются основная площадка, откосы и основание.
За многие годы были разработаны приемы и методы, позволяющие вести работы наиболее эффективно. В частности, к ним относятся привлечение комплексных бригад и правильная расстановка строительной техники:
- грейдеры и бульдозеры возводят нижнюю часть насыпи;
- скреперы возводят верхнюю часть;
- автогрейдеры распределяют привозимый грунт по всей поверхности основания дороги;
- цементовоз привозит известь, которую перемешивают с грунтом;
- каток уплотняет грунт.
При небольшом объеме работ количество техники может быть сокращено.
Выделяют два типа работ, сосредоточенные, которые требуют возведения крупных насыпей или выемок и линейные для невысоких и неглубоких насыпей и выемок. Подбор средств механизации нацелен на обеспечение темпов выполнения работ таким образом, чтобы сосредоточенные земляные работы были окончены до подхода линейных работ.
При организации работ просчитывается точно число проходов каждого вида техники и схема движения, при этом стремятся сократить время простоя и увеличить длину захватки, чтобы повысить эффективность работ.
Земляное полотно может являться частью автомобильной или железной дороги, оно воспринимает нагрузку от движущегося транспорта и распределяет ее на нижележащий естественный грунт.
В результате выполнения всех работ по устройству земляного полотна обеспечивается выравнивание поверхности и необходимый план и профиль.
Рисунок 1. Элементы земляного полотна для железной дороги. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принцип организации работ
В руководстве по сооружению земляного полотна для автомобильных дорог описан комплекс мероприятий, обеспечивающих производство работ и соблюдение технологии. Работы ведутся поточным методом, который обеспечивает требуемую последовательность и непрерывное использование трудовых и материальных ресурсов. Также предусматривается комплексная механизация, обеспечивающая снижение ручного труда.
Работы ведутся согласно утвержденному проекту организации строительства.
Принцип организации работ включает следующие пункты:
- подготовительные работы должны быть закончены до начала земляных работ;
- земляное полотно должно возводиться с заделом, который обеспечит непрерывность работ;
- механизация должна охватывать все виды работ, выбор средств механизации осуществляется методом вариативного проектирования;
- разрывы в полотне не допускаются, исключение составляют только разрывы на крупных искусственных сооружениях или на предусмотренных проектом участках;
- при возведении насыпи выше трех метров на глинистых и пылеватых грунтах технологии предусмотрен перерыв в один год до устройства асфальтобетонных и цементобетонных покрытий.
Обычно к выполнению работ привлекают специализирующиеся на дорожном строительстве механизированные колонны, оснащенные и средствами механизации, и соответствующим составом специалистов, которые обеспечивают выполнение работ в согласованные сроки.
СП 45.13330.2017 Земляные сооружения, основания и фундаменты сдержит требования по производству земляных работ.
Учет всех принципов и технологии позволяет организовать непрерывный производственный процесс, в котором нет места лишним движениям. После прохода последних машин спецтехники остается ровная и готовая дорога, а звено двигается дальше. Грамотный расчет необходимых трудовых и материально-технических ресурсов позволяет обеспечить минимальную стоимость работ и их выполнение в указанные сроки.