Определение улицы
Улица – это один из элементов инфраструктуры. Обычно это пространство, предназначенное для передвижения между двумя рядами зданий.
Планированием и реконструкцией улиц, созданием из них сетей, занимаются архитектурно-планировочные мастерские. Улицы, площади, перекрестки и сооружения на них намечаются при составлении генпланов населенных мест (и новых, и реконструируемых).
Каждая из улиц имеет красные линии, которые определяют ее ширину и размещение на ней зданий или сооружений.
Правила композиции для улицы
Улица воспринимается вместе с окружающей ее застройкой. Потому художественное оформление улицы напрямую зависит от расположения на ней материальных форм, а также от архитектурной организации пространства. При планировке улицы обязательно используются основные элементы композиции (масштабность, пропорциональность, ритмичность и др.).
Успешной создание художественного облика улицы возможно при удачно найденных соотношениях объемов зданий, высоты и формы деревьев и кустарников, других архитектурных элементов между ними. При чем, чем шире улица, тем меньше улавливается связь между всеми деталями, создающими единый облик улицы. Но и чрезмерная наполненность архитектурными элементами создает ощущение тесноты. Озеленение деревьями и кустарниками всегда помогает скрыть какие-либо недочеты в композиции пространства улицы.
Согласно СНиП ширина улицы и дороги идет в пределах красных линий:
- магистральные дороги – 50-75 м;
- магистральные улицы – 40-80 м;
- главные улицы с бульваром сельского поселка – 30 м;
- главные улицы сельского пункта – 20-25 м;
- улицы и дороги местного значения – 15-25 м;
- улицы в жилой застройке сельского поселка – 10-18 м.
Красные линии – это главные границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов, проездов и площадей в городских и сельских населенных пунктах. Эти линии показывают также существующие или планируемые границы земельных участков, территорий общего пользования, где расположены линии электропередач, связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные пути и др.
Обязательными элементами улицы являются тротуар и проезжая часть. Между ними, как правило, размещают разделительную полосу (газон). Кроме них могут быть устроены кюветы, лотки по проезжей части, резервные полосы, велосипедные дорожки или полосы бульваров. Для каждого из элементов установлены свои расчетные нормы.
Например: для проезжей части минимальная ширина составляет 2,75 м., максимальная 10,5 м.; для кювета - от 1 до 2 м.; для резервной полосы - от 0,5 до 1 м.; для велосипедных дорожек - от 1,5 до 3 м.; для полос бульваров - от 10 до 18 м.
Правила реконструкции улицы
Для реконструкции улицы существует ряд правил:
- улица – это общественное пространство, и очень важно, чтобы она имела связь с транспортной веткой;
- проект улицы обязан обеспечивать в первую очередь безопасность, чтобы в ходе передвижения людей и транспорта не возникали ДТП;
- улицы – это не только элемент транспортной системы, но и фактор повышения прибыли для бизнеса (если они будут спроектированы удачно);
- переустройство улицы должно проходить крайне быстро, особенно если это участок активного движения людей/автомобилей;
- проект улицы должен так же определять ее характер – центральный проспект города или же бульвар в тихом жилом районе.
Для каждой улицы разрабатывают поперечный профиль – это изображение улицы в вертикальном разрезе перпендикулярно ее оси. На этом профиле указываются с размерами все элементы в одинаковом масштабе 1:1000 или 1:2000, что позволяет соотнести вертикальные и горизонтальные размеры.
Особенности модернизации в зависимости от типа улицы
Улицы с односторонним движением.
Достаточно простой вид улиц, потому как по ним идет малое количество транспорта. Но здесь при проектировании важно делать упор на тротуарах, организовать отдельным местом велодорожки, чтобы устранить конфликты велосипедных потоков с пешеходами и автотранспортом.
Улицы с двусторонним движением.
Более сложный тип для модернизации улицы, так как для них характерно активное движение транспорта, скопление на светофорах большого числа пешеходов и велосипедистов. В таких проектах лучше сузить полосу или всю проезжую часть в целом и отдать сэкономленное пространство в пользование велосипедистам.
Торговые улицы.
Они считаются одними из самых небезопасных улиц, при проектировании которых нужно особое внимание уделять и безопасному передвижению пешеходов, и незатрудненному передвижению автомобилей. Если движение транспорта там запрещено или сведено к минимуму, то можно в реконструкции использовать экологичные материалы, если же разрешено – то продумать возможность заезда грузового транспорта.
Торговые улицы совместного пользования.
Улицы, где пересекаются пути и пешеходов, и транспорта. Для данного проекта следует визуально выделить пешеходную зону, шириной не менее 1 м. и, по возможности, задекорировать ее насаждениями или столбиками.
Транспортные магистрали.
Достаточно крупные улицы, что создают при пересечении трудности пешеходам и велосипедистам. Здесь акцент стоит поставить на небольшое сужение самой магистрали, провести разделительную полосу и сделать отдельную дорожку велосипедистам, благодаря чему увеличится пропускная способность улицы.
Магистрали с маршрутами общественного транспорта.
В данном проекте стоит большое внимание уделять пешеходной инфраструктуре на прилегающей территории и вдоль основных маршрутов внутри транспортного узла, чтобы было максимум безопасности для передвигающихся людей.
Главные улицы жилого района.
В этом проекте улицы важно суметь снизить ограничение скорости движения автотранспорта, сузить профиль дороги, организовать в большом количестве пешеходные переходы.
Улицы жилого района.
Это улицы, как правило, прогулочные, с доступом к магазинам, школам, детским садам и т.д. При их проектировании необходимо предусмотреть расширение тротуаров, обязательную установку ливневой канализации, создание отдельных полос для передвижения велосипедистов, а так же специальных искусственных неровностей на дороге, предназначенных для замедления движения автотранспорта.
Бульвары.
Это своего рода разделители очень больших улиц на несколько параллельных пространств, имеющие часто дороги-дублеры, и служащие буфером между торговыми точками, жилыми зонами или высокоскоростными дорогами. При проектировании нужно сконцентрировать внимание на их пересечении с поперечными потоками, что в противном случае может породить на перекрестках опасные ситуации. Для красоты можно установить скамьи, посадить аллеи, отделить столбиками велосипедные дорожки.