Великое строительство соборов
Из всех строек XIII века больше всего денег требовали готические соборы. Долгое время в историографии был распространен миф о том, что соборы создавались с помощью рук добровольцев и бесплатных работников. Более современные исследования историков конца XX века показали, что строительство соборов обходилось европейским государствам очень дорого. При всем восхищении средневековыми памятниками архитектуры, нужно отметить, что одной из причин, по которым средневековая экономика не достигала подъема, была высокая стоимость возведения религиозных сооружений. Данный фактор негативно влиял на экономику европейских стран вместе с крестовыми походами и разрозненностью денежных единиц.
Рисунок 1. Собор Парижской Богоматери. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Американский историк Генри Краус в 1979 году выпустил книгу, в которой были описаны результаты его исследования финансирования некоторых великих соборов в:
- Тулузе;
- Амьене;
- Париже;
- Страсбурге и т.д.
Так, строительство Собора Парижской Богоматери финансировалось за счет церкви, выделяющей на него часть своих доходов или сумм от продажи части территорий. Помимо этого, некоторые богатые епископы жертвовали крупные суммы на строительство. Так, один из епископов-основателей Морис де Сюлли, умерший в 1196 году, завещал сто ливров на покупку свинца для кровли собора. Позднее богатый каноник Жан Парижский профинансировал строительство трансепта.
В Амьене основной строительный процесс финансировался денежными пожертвованиями бюргеров. Известно, что епископ Жоффруа д’Э даже продал для этого часть собственных земель. Также епископ запретил принимать дары другим религиозным сооружениям города на период строительства Амьенского Собора. Помимо этого, коммуна вынудила доминиканцев, имеющих по два дома, продать эти постройки для размещения рынка, доходы от которого должны были пойти на строительство собора. В благодарность за финансирование этим купцам зодчие посвятили красивое скульптурное изображение.
Тулузе не удалось возвести столь величественный собор, поскольку ни бюргеры, ни церковь не хотели жертвовать на него много денег. Средства и внимание жителей города были отвлечены на другие городские постройки.
Среди лиц, финансирующих создание Лионского собора, обнаруживается тот же тандем – духовенство и бюргеры. По факту ни те, ни другие не проявляли постоянного интереса к строительному процессу, который бы выражался в постоянном выделении средств. В этой связи строительство данного сооружения затянулось до конца XVI века. Есть в истории и противоположный пример. Энтузиазм жителей Страсбурга в плане строительства своего религиозного сооружения позволил быстро завершить работы по возведению готического собора в XIII веке. Здесь основной объем заменил собой романский неф, утраченный при пожаре. Главный фасад здания был завершен в 1298 году.
Каноны в архитектуре
Основная проблема в применении строительных канонов заключается в неоднозначном понимании данного термина богословами, архитекторами и учеными. Нередко такие фразы, как «архитектура собора канонична» или «архитектурные каноны» встречаются в профессиональной речи строителей. Они применяются как на стадии проектирования, так и на стадии строительства религиозных сооружений. Многие исследователи в области архитектуры применяют слово «канон» без раскрытия содержания данного термина и конкретных ссылок на источники.
Слово «канон» в богословской трактовке определяется как свод положений, носящих нормативный характер. Если говорить о канонах в области архитектуры, то здесь каноном будут являться все постановления Церкви, касающиеся внешнего облика храмов.
Применительно к православной архитектуре соборов, канон можно трактовать, как накопленную в ходе исторических событий совокупность предписаний Церкви. Считается, что содержание любого канона можно вычленить из текста Библии.
Строительство Успенского Собора
Первоначальный Успенский собор был заложен в Москве в 1326 году во время правления Ивана Калиты. Это был трехапсидный одноглавый храм из белого камня. Он увенчивался кокошниками. Впоследствии к храму были пристроены приделы. Своим внешним видом сооружение напоминало владимиро-суздальские храмы начала XIII века (например, Георгиевский собор).
Первый Успенский собор был построен в характерной для того времени технике – гладкотесаные фасадные элементы сочетались здесь с грубо обработанной каменной кладкой.
Рисунок 2. Успенский Собор в Москве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В 1470 году в крупном пожаре сгорел северный придел храма и треснули своды, после этого их усилили бревнами. В этот период инициатором обновления собора выступал митрополит Филипп. Он настаивал на реконструкции по причине приобретения Москвой нового статуса – духовного и политического центра Руси. Для сбора финансов на реконструкцию все монастыри в принудительном порядке обложили налогами, а церковнослужителей и мирян призвали к пожертвованиям.
Строительные работы были поручены псковским мастерам. В 1472 году они заложили первый камень в фундамент сооружения. Известно, что мастера при возведении ориентировались на Успенский собор во Владимире. Примечательно, что начатое строительство не было завершено, поскольку стены храма были обрушены в результате землетрясения. Современные специалисты считают, что несущие вертикальные конструкции разрушились по причине недостаточной прочности раствора кладки. Для завершения проекта пригласили итальянского специалиста Аристотеля Фьораванти. Именно благодаря ему собор был возведен из белых каменных блоков и кирпича, который послужил основным конструкционным материалом для столпов и сводов. По задумке архитектора кирпич встраивался в кладку таким образом, чтобы постройка в целом сохранила свой белокаменный вид.