Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Окончание строительства римского собора Святого Петра

Собор Святого Петра

Определение 1

Собор Святого Петра – это католическое религиозное сооружение, центральное и крупнейшее здание Ватикана.

Над созданием этого величайшего сооружения трудилось множество поколений известных архитекторов:

  • Браманте;
  • Рафаэль;
  • Микеланджело;
  • Бернини.
Замечание 1

В какой-то период на территории, где теперь находится собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (от него остался обелиск из Гелиополя, который в настоящий момент стоит на площади Святого Петра). Первое религиозное сооружение на этом месте было построено в 326 году, в период правления первого христианского императора Константина.

Строительный процесс

Практически все известные архитекторы принимали участие в строительстве собора Святого Петра. В 1506 был утвержден первоначальный проект Донато Браманте. В соответствии с ним началось возведение центрического сооружения, имеющего форму равностороннего греческого креста в плане. После смерти Браманте строительством руководил Рафаэль Санти, который вернул зданию облик симметричного и традиционного латинского креста. Впоследствии другой архитектор - Бальдассаре Перуцци остановился на центрическом здании. Окончанием строительства занимался Микеланджело, который приступил к работе в 1546 году. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения. Данный проект предусматривал возведение восточного входного портика, состоявшего из множества колонн. Примечательно, что в древнейших базиликах Рима такие портики возводились с западной стороны.

Собор Святого Петра в Ватикане. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Собор Святого Петра в Ватикане. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Окончание строительства римского собора Святого Петра» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Микеланджело сделал все несущие конструкции здания максимально массивными, тем самым выделив главное пространство собора. Помимо этого, Микеланджело возводил барабан центрального купола, однако сам купол возводили уже после смерти архитектора (1564 г.). Архитектор Джакомо делла Порта, также руководивший строительством в этот период, придал куполу еще более вытянутые очертания. Из четырех малых куполов собора, которые предусматривал проект Микеланджело, архитектор Виньола возвел только два. В большей степени архитектурные формы, запроектированные Микеланджело, сохранились с западной стороны.

Но на этом история строительства собора не закончилась, поскольку в начале XVII века Павел V приказал архитектору Карло Мадерна удлинить восточную ветвь собора. Мадерна пристроил к центрическому сооружению обособленное трехнефное здание, вернувшись таким образом к форме латинского креста. Карло Мадерна видоизменил фасад здания, вследствие чего купол утратил свое доминирующее значение и воспринимался лишь издалека.

Собору требовалась огромная площадь, которая смогла бы вместить большое количество верующих, стекающихся к собору чтобы получить благословение, либо принять участие в религиозных обрядах. Проектированием площади занимался Джованни Лоренцо Бернини. Процесс ее возведения охватывает период с 1656 по 1667 годы. Площадь перед собором считается одним из самых выдающихся архитектурных произведений в мире.

Завершение конструкции купола

Конструкция купола была завершена архитекторами Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана в 1590 году, в последний год правления Сикста V. Его преемник, Григорий XIV застал процесс завершения строительства фонаря купола, внутри которого была выполнена надпись, упоминающая Сикста V. В период правления следующего папы Климента VIII был установлен на место крест. Данная процедура заняла целый день и сопровождалась звоном всех колоколов города. Концы крестовой поперечины имели две свинцовые шкатулки, одна из которых вмещала в себя частицу Животворящего Креста и мощи Андрея Первозванного, а вторая – медальон Агнца Божия.

Собор Святого Петра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Собор Святого Петра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Известно, что в середине XVIII века в конструкции купола появились трещины. Для предотвращения раскрытия трещин и разрушения конструкции было принято решение установить четыре металлические цепи между оболочками купола, которые обжимали всю конструкцию. В разные периоды для усиления конструкции было применено десять цепей, а наиболее ранняя, вероятно, была заложена в изначальный проект Микеланджело как мера предосторожности (наподобие того, как это было сделано архитектором Брунеллески во флорентийском соборе).

Вклад Микеланджело и Джакомо делла Порта

Микеланджело занимался по сути реконструкцией купольной конструкции, начатой в 1547 году. Однако, он учел и сохранил основную массу деталей, заложенных другими архитекторами. Купол Микеланджело (как и купол Флорентийского собора) был запроектирован двухслойным кирпичным, с 16 каменными ребрами для увеличения жесткости конструкции.

В проектах Сангалло и Браманте купол поднимался от колонн на барабане. Круговой перистиль был уменьшен до 16 пар коринфских колонн, соединенных арками. При взгляде на фасад складывается впечатление, что колонны воспринимают нагрузку от каждого из ребер купола, однако, с конструктивной точки зрения они излишни. Главная причина этому – яйцевидная форма купола, круто поднятая вверх, что вызывает небольшой распор.

Высота купола 138 метров. Его необычная форма вызвала множество разногласий в архитектурной среде. Микеланджело умер в 1564 году, успев закончить барабан и колонны Браманте. Как уже отмечалось выше, выполнением оставшихся работ занимался ассистент Микеланджело – Виньола.

Одним из особо важных шагов Микеланджело было возвращение к центрическому плану. Подобный вид сооружений восхищал верного гуманистическим идеалам мастера. Микеланджело внес в первоначальный план Браманте абсолютно новые черты, которые изменили не только отдельные элементы, но и общий характер всего религиозного сооружения. Микеланджело добился большей слитности и простоты конструкции, отказавшись от ордерных галерей и угловых кампанил. Огромные размеры купола должны были подчеркнуть малые купола, но этому не суждено было случиться, поскольку данная архитектурная мысль так и не была окончательно осуществлена.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot