Классификация городских улиц
Дороги и улицы являются неотъемлемой частью города. Город сам по себе является аттрактором, он активно привлекает все больше и больше ресурсов, трудовых, экономических, материальных. Масштабы урбанизации достигли колоссальных размеров, и современная жизнь понимается именно как жизнь городская. Город полон событий, людей, зданий и конечно же улиц, которые одновременно его и связывают, и разделяют. Уличная дорожная сеть каждого города уникальна. Несмотря на существующие типовые схемы (радиальная, кольцевая, лучевая и т. д) каждый город примеряет их на себя по-разному. При этом сама схема, прекрасно различимая на снимках со спутника или картах, также многое может рассказать о самом городе, о его наполненности, о его достопримечательностях. Схемы мусульманских городов будут отличаться сетью маленьких извилистых улочек, характерных для старых городов, а неестественно прямоугольная сетка говорит об осознанном выборе в пользу регулярной застройки.
Рисунок 1. Улица города Единбург, Великобритания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Обращаясь к классификациям, можно выделить следующие виды городских улиц:
- скоростные дороги, по ним организовано сообщение всех городских районов, они связаны и с магистральными межгородскими трассами. По этим дорогам преимущественно передвигается легковой и общественный транспорт;
- магистральные улицы выполняют роль основных улиц в центральных районах, на них соседствует пешеходное, велосипедное и автомобильное движение;
- улицы местного назначения - это небольшие улицы микрорайонов, по которым осуществляется выезд на магистральные улицы районного назначения, по ним обычно организовано легковое и грузовое движение;
- пешеходные улицы, по которым организовано исключительно пешеходное движение, допускается проезд спецтранспорта. Как правило, организовываются в старых районах, в общественных и торговых центрах.
С другой стороны, улицы можно классифицировать не только по типу движения, но и по их функциям в городском масштабе:
- аллеи – это улицы с двух сторон которых высажены деревья, аллеи обычно являются частью глубинной-пространственной композиции и ведут прохожих к определенной площади, парку или достопримечательности;
- бульвары представляют собой широкие улицы с газонами и скамейками, они располагают всеми возможностями для кратковременного отдыха, и пешеходная зона превалирует над транспортной;
- валом называют улицу, образованную на месте земляной насыпи, на естественном или искусственно созданном рельефе;
- набережная – это улица, которая с одной стороны ограничена водным объектом (река, водохранилище, озеро);
- переулок представляет собой небольшую дорогу между двумя улицами, иногда используют наименование «проезд»;
- проспект – это широкая длинная улица, которая соединяет несколько районов и проходит по центральной части города.
Тракт – это дорога, которая находится за городом. Само слово имеет латинское происхождение, на Руси оно использовалось с давних времен для обозначения большой наезженной дороги, соединяющей несколько населённых пунктов.
Строительство городских улиц и дорог
Наравне с любыми другими искусственными сооружениями, для начала строительства улицы или дороги разрабатывается проект, в котором должны быть учтены все требования к новой или реконструируемой дороге. Как и при любом строительстве потребуется тщательно спланировать этапность работ, размещение склада материалов, объем необходимой техники и материалов, но есть и ряд особенностей, характерных исключительно для строительства городских дорог и улиц:
- стесненность, то есть отсутствие достаточного пространства для размещения техники и материалов;
- объем работы распределяется неравномерно вдоль дороги, какие-то участки сложнее и требуют дополнительного времени или оборудования;
- интенсивное движение транспорта, которое невозможно организовать по другому пути;
- необходимость в организации дополнительного завоза и вывоза грунта, который негде размещать в стесненных условиях.
Наличие подземных коммуникаций значительно осложняет процесс ведения земляных работ. Часть коммуникаций обозначена на исполнительных съемках, но реальность показывает, насколько сильно могут разниться документация и жизнь.
Строительство и реконструкция дорог и улиц ведется ежегодно, дорожное покрытие в условиях суровых зим, жаркого лета, проливных осенних дождей изнашивается крайне быстро. При этом работы по дорожному строительству можно вести только при положительных температурах и при отсутствии атмосферных осадков, то есть 6-7 месяцев в году.