Стиль барокко
Барокко (в переводе с итальянского «причудливый», «склонный к излишествам») – это термин, описывающий европейскую культуру XVII – XVIII веков. Культурным центром барокко была Италия.
В стиле барокко работали такие известные архитекторы, как:
- Л. Бернини;
- Ф. Борромини;
- Б.Ф. Растрелли.
Рисунок 1. Дворец в Сан-Суси. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектура барокко часто включала в себя развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры в интерьерах и фасадах, волюты, а также большое количество раскреповок. Купола в сравнении с архитектурой Позднего Возрождения начинают приобретать более сложную форму, они становятся многоярусными (например, купол собора Святого Петра в Риме). Характерными для барокко деталями являются атлант, кариатида и маскарон.
Архитектура барокко и ее представители
Первым представителем барокко в архитектуре являлся Карло Мадерна (1556 – 1629 гг.), порвавший с маньеризмом и создавший свой собственный уникальный стиль. Одним из главных его творений был фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603). Что касается барочной скульптуры, то основным деятелем в этой сфере был Лоренцо Бернини. Его первые шедевры, относимые к стилю барокко, были созданы приблизительно в 1620-м году.
Квинтэссенцией стиля барокко в архитектуре можно назвать капеллу в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1652).
Архитектурный стиль барокко получил широкое распространение в Испании, Италии, Германии и России. Испанское барокко впоследствии сильно обособилось от всех остальных и получило собственное название – чурригеско (в честь архитектора Чурригеры). Наиболее популярным памятником в стиле Чурригеско является Собор Святого Иакова. В Латинской Америке барокко смешивалось с местными архитектурными традициями. Примечательно, что здесь стиль приобретал самые вычурные интерпретации и назывался ультрабарокко.
Если говорить о французском барокко, то здесь наиболее применимым был бы термин «барочный классицизм». К такому национальному стилю специалисты причисляют Версальский дворец, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и т.д. Многие из этих зданий действительно имеют черты классицизма.
Рисунок 2. Костел Вознесения Господня. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Еще одной характерной чертой для архитектуры барокко можно назвать регулярность садово-парковых ансамблей (наглядно иллюстрируется в Версальском парке).
Позднее, в начале XVIII века французские архитекторы разработали свой собственный стиль – рококо. В данном причудливом усовершенствованном стиле следует отметить особое оформление интерьеров. Стиль был распространен как в Европе, так и в России.
Первые предпосылки барокко появились в России в XVII веке. Однако, если говорить о так называемом «нарышкинском барокко», то оно не в полной мере отражало сущность российского барокко (как и «голицынское» барокко). В этой связи специалисты считают, что в данном случае было бы правильно употребить термин «нарышкинский стиль».
В Германии одним из самых выдающихся памятников барокко является дворец в Сан-Суси (архитектор – И.Г. Бюринг).
В великом княжестве Литовском широкое распространение получили такие стили, как сарматское барокко и виленское барокко. Крупнейшим представителем такой архитектуры был Ян Кристоф Глаубиц. Среди наиболее известных его проектов можно выделить перестроенный Костел Вознесения Господня в Вильнюсе и Софийский собор в Полоцке.
Как уже отмечалось выше, скульптура являлась неотъемлемой частью архитектуры барокко. Одним из величайших скульпторов XVII века был итальянец Лоренцо Бернини (1598 – 1680). Среди наиболее известных его работ – мифологические сцены похищения богини Прозерпины и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны.
Интересно, что в Испании в период господства стиля барокко преобладали деревянные скульптуры. Для большого правдоподобия и сходства с реальными существами их выполняли со стеклянными глазами, а нередко и с хрустальной слезой.
Признаки стиля
Надо сказать, что основными строительными приемами и признаками барокко являлись повышенная монументальность и подчеркнутая представительность. Эти качества в какой-то степени являлись самодовлеющими аспектами и нередко достигались применением искусственных приемов.
Архитекторы стремились создать у зрителя впечатление репрезентативности, монументальности и живописности форм. Здание должно было вызвать ощущение необычности и неожиданности. Для достижения подобных впечатлений зодчие исходили прежде всего из пластического внешнего вида здания, имея в виду как экстерьер, так и интерьер.
Среди основных строительных приемов стиля можно выделить следующие:
- стремление к усложнению объема и пространства;
- увеличение количества сложных и криволинейных объектов в декоре;
- активное применение скульптуры и архитектурно-декоративных мотивов;
- усиление динамичности архитектурных масс.
Интересно, что на смену господствующей рациональности Ренессанса пришла иррациональность барокко. Зодчие этого периода явно предпочитают декоративное архитектурное начало. В архитектуре барокко характеризуется приоритетом пластических начал над тектоникой. Отмечается стремление к созданию необычного архитектурного эффекта.
Для достижения вышеописанных целей зодчим нередко приходилось пренебрегать логикой формирования планов, что зачастую приводило к несоответствиям между внешними объемами и внутренними структурами здания. В большинстве случаев конструктивная часть как бы отодвигается на второй план. Здесь конструкция, как правило, прикрывается декоративными частями, которые нередко создают превратное представление о ней.
Иллюзия динамики формы и пространства является признаком радикального направления в барокко. Одновременно с ним существовала и резкая противоположность – барокко классического направления с более «спокойными» формами.