Сущность русской романики
Чаще всего под русской романикой понимается храмовая домонгольская архитектура Северо-Восточной Руси. По мнению некоторых специалистов, ряд её особенностей обусловлен влиянием западноевропейской романской архитектуры.
Впервые термин был предложен Фанниной Галле в монографии «Русская Романика. Архитектурная пластика Владимиро-Суздальского княжества».
В советское время этот термин практически не использовался. В постсоветский период исследованием проблемы занимался искусствовед Алексей Комеч.
Влияние романской архитектуры было связано с приезжими архитекторами – в частности, с венгерскими зодчими в Галиче и, предположительно, с ломбардскими мастерами, которые были направлены Фридрихом Барбароссой князю Андрею Боголюбскому.
Рисунок 1. Собор Сан-Амброджо в Милане. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По мнению художника Сергея Заграевского, основным признаком «русской романики» является строительство религиозных сооружений из белого камня. Второй важнейший признак романской архитектуры, нашедший отражение в домонгольском зодчестве Северо-Восточной Руси, - скульптурный декор орнаментального порядка (изображения людей и животных). Третьим элементов романики на Руси являются перспективные порталы сооружений (например, в Галиче или Суздале).
Русская романика: образцы стиля
Как уже упоминалось выше, русская романика в первую очередь определяется белокаменным строительством. Подавляющее большинство романских соборов в западноевропейских странах были именно каменными. Из кирпича в этот период строились только второстепенные сооружения бытового характера и небольшие провинциальные храмы.
Примечательно, что в Северной Италии романские храмы строились преимущественно из кирпича, но облицовывались камнем.
В византийской практике романский стиль выглядел кирпичным (или из плинфы), либо с применением смешанной технологии. Подобной – кирпичной или смешанной, была строительная техника Киева, Новгорода, Пскова, Полоцка и других древнерусских городов.
Рисунок 2. Церковь Покрова на Нерли. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Белокаменное строительство в Галиче началось в 1110-1120-е годы, в Суздале несколькими годами позднее.
Следует заметить, что во многих городах домонгольской Руси имело место множество элементов романской архитектуры:
- аркатурный декор зданий;
- лестничные башни;
- разноцветная отделка фасадов;
- начальные принципы базиликальности.
Это подчеркивает, что термин «русская романика» весьма условен. Еще одна причина, иллюстрирующая условность термина, заключается в том, что ни в домонгольское, ни в послемонгольское время не было построено ни одной базилики по западноевропейскому типу. Практически все храмы Руси были крестово-купольными. Даже московский Успенский собор (1475-1479), внутреннее пространство которого было решено в духе готических соборов, по общему плану являлся крестово-купольным сооружением.
Роль князей в становлении архитектуры
В общей истории существуют тенденция, умаляющая значение деятельности князя Долгорукого в сравнении с деятельностью Боголюбского. Предположительно, значительную роль здесь сыграло негативное отношение к Юрию, которое было создано киевским летописанием (именно на него ориентировались историки XVIII – XIX веков).
Общие масштабы строительства князей Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского вполне сопоставимы. Именно Долгорукий впервые начал использовать на Суздальской земле европейскую каменную технику. Орнаментальный романский декор можно увидеть уже в Переславле и Кидекше. В церкви Бориса и Глеба в Кидекше присутствует перспективный портал.
Также обращают на себя внимание барабаны храмов Юрия, что в сочетании с остальными элементами объектов дают религиозным сооружениям вполне «европейскую» форму. «Башнеобразные» храмы имеют динамическое устремление вверх и не исключено, что если бы развитие архитектуры не было прервано монгольским нашествием, то Русь увидела бы нечто подобное готике.
Считается, что небольшие размеры каменных сооружений Долгорукого были обусловлены «пределом прочности» нового материала. Мастера Юрия определили, что внутреннее пространство основного объема не должно было превышать 200 квадратных метров, а сторона подкупольного квадрата не должна быть больше 6 метров. Ростовский собор Андрея Боголюбского простоял всего лишь 42 года, поскольку при его строительстве не были соблюдены вышеизложенные правила.
Успешно превышен «предел надежности» был лишь дважды: в конструкции Троице-Сергиево монастыря и в Преображенской церкви в Острове. Эти пирамидальные постройки являлись уникальными сооружениями даже для конца XVI века.
Однако, не стоит умалять и достоинств князя Андрея Боголюбского в сфере архитектуры. Большие (хоть и ненадежные) Успенские соборы во Владимире и Ростове, зооантропоморфные элементы в архитектуре и церковь Покрова на Нерли – все это является неоценимым вкладом в сокровищницу русского зодчества.
Творчество зодчих Юрия Долгорукого ни в коем случае не было «провинциальным», поскольку именно оно положило начало русской романике. При этом архитектуру князя Боголюбского не следует рассматривать вне контекста архитектуры его отца.
Таким образом, все характерные черты того, что принято называть «русской романикой» появились в Суздале (а затем и на других русских землях) исключительно благодаря русским князьям. Зодчество Боголюбского и Долгорукого было закономерным и поступательным. Понимание этого важного историко-архитектурного факта должно быть несомненно внесено в «исторический портрет» Юрия Долгорукого, заслуживающего несомненно более теплых слов, чем те, которыми его описывают современные стереотипы.