Сущность лужковского стиля
Лужсковский стиль – неологизм, принятый для обозначения особенностей сооружений Москвы, возведенных в период нахождения у власти Ю.М. Лужкова (с 1992 по 2010 годы). В качестве синонимов нередко употребляют термины «московский стиль», «лужковская архитектура» и т.д.
Специалисты считают, что стиль несет в себе признаки историзма, эклектики и постмодернизма. В архитектуре отдельных сооружений наблюдаются заимствованные черты из более ранних стилей – рококо и модерна. Помимо этого, нередко применялись основные архитектурные формы, характерные для сталинского ампира и хай-тека.
Примечательно, что характерной чертой для лужковского архитектурного стиля является украшение строящихся зданий башенками, балясинами, а также применение в строительстве «фальшивых» материалов. Смысл московского стиля заключается еще и в командно-административной системе принятия решений в строительной сфере и исчезновении ответственности архитекторов за конечный результат.
Рисунок 1. «Дом-яйцо» на улице Машкова. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В некотором смысле лужковская архитектура является попыткой преодолеть советское прошлое. В этот период появляется новое направление - «ретроразвитие». Оно заключается в том, что современные архитекторы при составлении своих проектов стараются посмотреть назад, взять какие-либо элементы из архитектуры прошлого и выстроить новую историю.
Следует отметить, что некоторые проявления лужковской архитектуры наблюдаются не только в Москве, но и в других российских городах. Так, профессор Московского архитектурного института В.И. Глазычев видит отдельные аспекты московского стиля в сносе исторической застройки и возведении в Казани новых объектов к тысячелетию города. Профессор архитектуры Н.Н. Кудряшов усматривает в новых сооружениях Ярославля «вульгарный и обыденный» постмодерн, а также провинциальную моду, заимствованную из лужковской архитектуры.
Некоторые искусствоведы оценивают московскую архитектуру этого периода, как китч и дурновкусие, они ставят её в один ряд с турецкой и египетской курортной архитектурой.
Наиболее характерными образцами лужковского архитектурного стиля являются такие здания, как:
- торговый центр «Наутилус», располагающийся на Лубянской площади (архитектор А.Р. Воронцов);
- фонтан «Пушкин и Натали» на площади у Никитских ворот;
- офисное здание «Самсунг» на Большой Якиманке;
- «Дом-яйцо» на улице Машкова и т.д.
К архитекторам-приверженцам лужковского стиля относят руководителя ГУП Моспроект-2 М.М. Посохина, руководителя мастерской этой же организации В.И. Колосницына, архитекторов С.Б. Ткаченко, Д.Б. Бархина и прочих. В изобразительном искусстве лужковский стиль выражают З.К. Церетели, И.С. Глазунова.
Исследованием лужковской архитектуры занимаются такие критики, как Г.И. Ревзин, Н.С. Малинин и В.З. Паперный.
Мнения о стиле
Архитектурный критик Г.И. Ревзин считал, что «московский» или «лужковский» стиль играл в столице роль государственного стиля. Однако, это была особая государственность, поскольку она строилась в качестве оппозиции холодному брежневскому стилю. Вместо этого Ю.М. Лужков хотел видеть праздничную Москву, игровой и сказочный город.
Торговый центр Наутилус. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 2. Торговый центр Наутилус. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Историк архитектуры А.А. Клименко называл рубеж тысячелетий временем абсолютного господства пошлости, дурновкусия и хамства. Вице-президент московского союза архитекторов Е.В. Асс считал, что значение лужковского стиля слишком демонизируется.
Известные здания
Торговый центр «Наутилус», построенный в 1999 году на Лубянской площади архитектором Алексеем Воронцовым, является характерным примером лужковского архитектурного стиля.
6-этажное сооружение стало объектом критики в профессиональной сфере сразу после сдачи в эксплуатацию. Несмотря на то, что архитектор Воронцов был заместителем председателя Комитета архитектуры и градостроительства, здание оказалось инородным по отношению к окружающей застройке. Здание торгового центра вышло на Лубянскую площадь своеобразным капитанским мостиком, закрепленным металлическими конструкциями на крупных болтах и округлой башней-эркером.
Архитектурный критик Г. Ревзин высказывался о здании «Наутилуса», как об издевающемся над окружающими постройками сооружением.
Следует отметить архитектуру «дома-яйца», располагающегося в Басманном районе Москвы, которая также является одним из примеров лужковского стиля. История здания началась в 1998 году, когда Московская патриархия задумала построить родильный дом, который, как ожидалось, должен был пользоваться большой популярностью в новом тысячелетии. Московская власть не спешила согласовывать «дом-яйцо» в историческом районе города, поэтому строительство велось полулегально.
Архитектурный критик Г. Ревзин отмечал, что первоначальная идея родильного дома в форме яйца, имеющая свою странную логику, при реализации проекта была утрачена. Прототипом данного родильного дома является яйцо Фаберже, но при переходе от ювелирного изделия к архитектурным формам, тонкость была утеряна и архитектурные формы приобрели характерную массивность, которую критик сравнивал с древнерусским вариантом барокко.
Архитектурная ценность «дома-яйца» в Москве заключается только лишь в его эпатажности и нарушении сложившихся норм и правил. Всё это делает сооружение по своему авангардным и придает ему характеристики поп-арта.
Инженерные системы здания связаны с водоснабжением и водоотведением соседнего 8-этажного здания. «Дом-яйцо» имеет отдельный въезд для автомобиля, на стоянку машина доставляется при помощи электрического подъемника в общий гараж. Здание рассчитано на одну семью, жилая его площадь составляет 342 квадратных метра и распределяется по четырем ярусам. Высота потолков составляет 3,2 метра, максимальная высота мансардного этажа – 4,5 метра.